• «Репка» Театрализованное представление о здоровом образе жизни для дошкольников и родителей

    Цель: пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей, гармонизации детско-родительских отношений средствами физической культуры. 

    Задачи:

    -       Формировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни   через детско-родительские отношения.

    -       Научить родителей  совместному выполнению со своими детьми гигиенических норм

    -       Дать основные представления о формах и методах  по физическому воспитанию детей  в совместной деятельности.

    Авторизуйтесь, чтобы прочитать материал...

  • Толерантность в моей жизни (для родителей)

     

    Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением[1].

    Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»[2].

    Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям[3].

    Проблема толерантности на уровне микросоциологии была исследована Дж. Мидом и Г.Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальная установка. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят свое место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: [права человека], демократия, мир.

    Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

    Гендерная толерантность

    Расовая и национальная толерантность

    Толерантность по отношению к инвалидам

    Религиозная толерантность

    Сексуально-ориентационная толерантность

    Политическая толерантность

    Образовательная толерантность

    Межклассовая толерантность

    По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:

    насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями;

    в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;

    проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;

    причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;

    возможности формирования толерантных установок[4].

    Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию[5].

    Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

    Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям[6][7][8] или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость»[9]. Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости[10].

    Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению[11]. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку[12].

    Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов[12].

    В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их[13].

    Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»:[14]

  • Лекция для родителей «Защити меня»

     

    Агрессия может проявляться по-разному. Она может быть косвенной – в форме доносов, сплетен, злых шуток; направленной на самого себя (аутоагрессия) – это не только суициды, самоуничтожение, самообвинение, но и всевозможные повреждения: шрамы, наколки и т.д. Агрессия может проявляться и по отношению к неодушевлённым предметам и находить выход через порчу предметов.
    Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к нападению.
    Агрессивность – не всегда плохо. Ей сопутствуют положительные черты, которые могут пригодиться в жизни. Это настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Агрессия часто возникает в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств. В агрессивном действии имеются все формальные качества воли, а она всегда присуща лидерам и победителям. Но есть и негативный аспект – агрессивная личность всегда пренебрегает правами и чувствами других людей ради достижения своих собственных целей. Лидер легко может превратиться в угнетателя, деспота. 
    Что касается детской агрессивности, то часто агрессивность ребёнка провоцируется поведением самих родителей. Если между супругами нет взаимопонимания, происходят постоянные стрессы, заканчивающиеся драками, то ребёнок начинает подражать им в поведении. 
    Агрессивность может перейти все границы в семье, где родители не осмеливаются сказать ребёнку: «Нет, нельзя!» Чаще всего это происходит из за чувства вины, которые испытывает один из родителей. Например, отец считает, что когда-то незаслуженно обидел ребёнка. Он чувствует себя виноватым и поэтому ни в чём не может отказать своему отпрыску. Случается и так, что мать не любит своего ребёнка за то, что он приносит ей много хлопот. Но она боится признаться в этом самой себе. Ей кажется, что если она будет с ребёнком строга, то он догадается о её нелюбви к нему. 
    Гиперопекающие (сверхопекающие) родители часто стимулируют у ребёнка инфантильные формы поведения: отсутствие самостоятельности, капризность, ребячество. Дети со сверхконтролем со стороны родителей (чаще матерей) имеют много социальных страхов. У них присутствует запрет не только на проявление, но и на чувствование гнева. Они убеждены, что никогда и ни на кого не злятся. У этих детей всегда социально желательное поведение. Они не умеют проявлять агрессивные реакции даже тогда, когда те действительно необходимы, при этом всячески стремятся получить одобрение взрослых. Они абсолютно послушны, стараются поступать всегда правильно, так как нужно, и чаще всего воспринимают желания родителей как свои собственные. Таких детей необходимо обучать пониманию своих чувств, проявлению их (даже чувства гнева) во взаимоотношениях с членами семьи. Важно, чтобы ребёнок понял, что гнев – это нормальное чувство и его периодически испытывают все люди. 
    Родители часто стремятся воспитать в ребёнке главную «добродетель» - послушание, хотя часто сами не обладают способностью к полноценному эмоциональному общению, не умеют понять и выразить свои чувства. Это способствует формированию у ребёнка «изуродованной эмоциональности», которая провоцирует протестное поведение, выводит ребёнка на дорогу непослушания и вызывает агрессивное поведение.
    Источником агрессивного поведения является и безотчётное ощущение обделённости, отсутствие оснований для самоуважения. Если ребёнок лишён уважения, и надежд его обрести, то у него не может сформироваться и самоуважение. Если его достоинства ни для кого не выступают ценностью, то и формирование чувства собственного достоинства будет затруднено. Агрессивные действия к более слабым сверстникам или педагогам, к которым нет должного уважения, станут естественным способом компенсации этого удручающего состояния. 
    Агрессия и враждебность по отношению к окружающему миру могут выступать как средство достижения какой-либо цели, как способ психической разрядки, как форма самореализации и самоутверждения, служить основными показателями психического развития ребёнка, как в норме, так и при различного рода отклонениях.
    Многие дети бывают очень агрессивны по отношению друг к другу, они могут размахивать кулаками, набрасываться на сверстников. В раннем возрасте это обычное дело. Но, как правило, даже серьёзные стычки между ними – короткие и быстро гаснут. Конечно, нельзя допускать, чтобы в драках они пользовались предметами, которые могли бы их травмировать. Пусть лучше возятся с водой, песком, глиной, колотят боксёрскую грушу, стучат по мячу, давая, таким образом, выход своим чувствам и отрицательным эмоциям.
    Если же вы заметили, что ваш ребёнок получает удовольствие, мучая других детей и животных, проявляет садистские наклонности, это, вероятно, проблема эмоционального или психиатрического плана. В этом случае вам следует обратиться к врачу-специалисту.

  • Дети улиц - 2015

  • Онлайн-анкетирование

    Уважаемые родители! Примите участие в он-лайн анкетировании, результаты анализа которого помогут нам улучшить качество воспитательной работы с Вашими детьми. Участвуйте и большое Вам спасибо!

     
     
     
     
     
     
  • Советы психолога :: Взаимоотношения детей и взрослых - важнейший фактор развития ребенка

    Правильные взаимоотношения между детьми и взрос​лыми – важнейший фактор развития ребенка. При нару​шении этих взаимоотношений ребенок испытывает разо​чарование и склонен к различным проступкам.

    Какие же взаимоотношения можно считать правиль​ными? Это те, в которых взрослый:

    • - сосредотачивается на позитивных сторонах и пре​имуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
    • - помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
    • - помогает ребенку избежать ошибок;
    • - поддерживает ребенка при неудачах.

    Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддерж​ке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

    Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддер​жать ребенка, не только рассматривает события (поступ​ки) в целом, но и старается выделить отдельные, позитив​ные для ребенка, стороны. Поддержка основана на вере в способность ребенка преодолевать жизненные трудности при помощи значимых для него взрослых.

    Для нормального развития ребенка иногда нужна кор​рекция всех семейных взаимоотношений, таких как:

    1) завышенные требования родителей,

    2) соперничество братьев и сестер (сиблингов),

    3) чрезмерные амбиции ребенка.

    Завышенные требования родителей к ребенку сделают успех труднодостижимым. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в детском саду «са​мым способным», то они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.

    Что касается братьев и сестер, то родители могут не​преднамеренно противопоставлять детей друг другу, срав​нивая блестящие успехи одного с бледными достижения​ми другого. Такое соперничество может привести к сильным переживаниям ребенка и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

    На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции, «взращенные» в семье. Это проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, от​казывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превра​щается в «камень на шее» всего класса.

    Как поддерживать ребенка? Существуют ложные спо​собы, так называемые ловушки поддержки. Так, типич​ными для родителей способами поддержки ребенка явля​ются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрос​лого, навязывание нереальных стандартов, стимулирова​ние соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности и требуют педагогической коррек​ции.

    Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его спо​собностей, возможностей его положительных сторон.

    Для того чтобы оказать ребенку психологическую под​держку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие положительной самооцен​ки и чувства адекватности ребенка. В течение дня взрос​лые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными зада​чами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

    Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чув​ства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

    - Мне было очень приятно наблюдать за происходя​щим!

    - Даже если что-то произошло не так, как тебе хоте​лось, для тебя это было хорошим уроком.

    - Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

    Таким образом, взрослый научится помогать ребенку в достижении уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

    Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера в него родителей и педагогов. Родитель должен показать ребенку, что он яв​ляется важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

    Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оце​нивания являются утверждения типа: «Когда у тебя была собака, ты забывала кормить ее, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

    Как взрослому показать свою веру в ребенка?

    - Забыть о прошлых неудачах ребенка.

    - Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей.

    - Позволить ребенку начать «с нуля», опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь ус​пеха.

    - Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

    Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ре​бенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требо​ваний к ребенку, но дело того стоит. Например, создать такую ситуацию, которая может помочь школьнику выб​рать задания, с которыми он, с точки зрения учителя, спо​собен справиться, и затем дать ему возможность проде​монстрировать свой успех классу и родителям.

    Успех порождает успех и усиливает уверенность в сво​их силах как у ребенка, так и у взрослого.

    Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо:

    1. Опираться на сильные стороны ребенка.

    2. Избегать подчеркивания его промахов.

    3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

    4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уваже​ние к ребенку.

    5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.

    6. Проводить больше времени с ребенком.

    7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

    8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с за​данием.

    9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

    10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

    11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

    12. Принимать индивидуальность ребенка.

    13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

    14. Демонстрировать оптимизм. Следует помнить, что одни слова и фразы взрослых поддерживают ребенка, а другие – разрушают его веру в себя.

    Взрослые часто путают поддержку с похвалой и награ​дой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показать​ся ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответ​ствует ожиданиям взрослых.

    Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо или за какие-то его дости​жения в определенный период времени.

    Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда взрослые выражают удовольствие от того, что делает ре​бенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или предпринять новые попытки. Он получает удо​вольствие от самого себя.

    Поддерживать можно посредством:

    - отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрас​но», «здорово», «вперед», «продолжай»);

    - высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравит​ся, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрас​но», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

    - прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

    - совместных действий, физического соучастия (си​деть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

    - выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

    Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком взрослый должен уметь эффективно общаться с ним. Коммуникация – это вербальный и невербальный про​цесс передачи чувств, установок, фактов, утверждений, мне​ний и идей между людьми. Если взрослые стремятся к со​зданию отношений, удовлетворяющих их и ребенка, они должны научиться эффективному, ответственному общению.

    Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка

    1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть по​зитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уваже​ние к нему как к личности.

    2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав спо​соб действия, вы не должны колебаться. Будьте друже​любными и не выступайте в роли судьи.

    3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над деть​ми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спо​койное, отражающее реальность планирование способа действия.

    4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддер​жать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его пе​реживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

    5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется не​удачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

    6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

  • Советы психолога :: Взаимоотношения в семье

    советы психолога для благополучия в доме

    Семья – это и место для становления личности, и близкие люди, важней которых быть никого не может. Поэтому взаимоотношения в семье играют огромную, первоочередную роль в психическом развитии и благополучии каждого её члена. Условно психологи разделяют семьи на благополучные и неблагополучные, постоянно сами себя поправляя: у каждой семьи свои проблемы. Чтобы свести проблемы к минимуму, изменить положение вещей в своём доме, необходимы элементарные базовые знания о психологии семьи и стремление создать благоприятную обстановку, в которой каждый смог бы развиваться по определённому природой пути, без помех и серьезных расстройств, комплексов, ошибочных представлений о мире, о себе и окружающих.

    Для достижения этих благородных целей и во имя себя, учитесь строить взаимоотношения в семье. Будь вы главой семейства, главной хозяйкой в доме или ребенком (даже если вам уже за 20), вам не помешает узнать о простых правилах общения внутри семьи.

    ​ Не закрывайте глаза на грубость, ставьте друг друга на место. А если это невозможно (имеются виду социально опасные случаи, например, в случае с мужем-алкоголиком), сведите общение с данным членом семьи к минимуму.

    ​ Учитесь договариваться. Проговаривая проблему, мы даём понять партнеру, ребенку, родителю, что готовы обсудить пути решения, прийти к компромиссу. Так проявляется уважение друг к другу, без которого невозможно нормальное взаимоотношение в семье.

    ​ Поощряйте взаимопомощь, отзывчивость, стремление проводить совместный досуг всевозможными способами (вам лучше знать, кто что любит, что вы можете сделать для каждого – этими сведениями стоит пользоваться). Особенно важно соблюдать это правило, чтобы построить взаимоотношения детей в семье. Если у вас их несколько, ставьте акцент на том, что они брат и сестра (братья или сестры), что роднее и ближе у них никого и никогда не будет. Повторяйте это постоянно, дети очень восприимчивы к словам родителей. С годами вы увидите подтверждение этому, ваши усилия и внимание даром не пройдут.

    ​ Как вы проводите досуг, кстати, очень важно. По отдельности? Хорошо, но у вас должно быть и что-то общее, как у супругов, так и у родителей с детьми. Поход в парк, пиццерию, магазины, прогулки – все эти важные мелочи будут сплачивать вас, как никогда.

    ​ Также важно наличие семейных традиций. Если таковых нет, пора их придумать. Традиции нас объединяют, укрепляют союз между мужем и женой и связь с детьми (особенно важна и актуальна такая мера в отношении подростков). Поход к бабушке с дедушкой, собственный праздник, совместное приготовление любимого блюда, украшение новогодней ёлки – это может быть всё, что угодно. Лишь бы традиции соблюдались всеми. Не соблюдаются, пора придумать другие.

    ​ Взаимоотношения в семье базируются, главным образом, на ролях и распределённых между вами обязанностях. Роли в вашей семье уже установлены. Папа – добытчик или душевный лидер. Мама – домохозяйка или бизнес-леди. А вот в случае с обязанностями всё сложней. Над уютом должны работать все. Один раз распишите, договоритесь, кто за что отвечает, и вы лишите семью самой распространённой причины для ссор.

    ​ Поддерживайте любовь: в отношениях с супругом (супругой) и детьми. Она никуда не исчезает, чтобы по этому поводу не говорили. Если в семье есть уважение, понимание и верность, будет и любовь. А значит, ваши узы не разорвать случайными обстоятельствами и даже бедами. Вы вместе и вы сила. Ради этого стоит быть внимательным друг к другу! Никогда не забывайте уделять время на общение с ребенком и партнером, особенно с родителями (они также нуждаются в нас, как и мы в них, сколько бы времени не прошло с нашего рождения).

    Взаимоотношения в семье требуют вашего постоянного участия, какую бы роль вы в ней не занимали. Не воспринимайте друг друга как нечто разумеющееся и вечное. Как только допустите такое отношение к любимым, семья начнёт рушиться. Подумайте, что из этого списка вы можете сделать для своих родных.

  • Советы психолога :: Жестокое обращение с детьми.

      В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях?

    Cамым массово подписанным международным документом в рамках Организации Объединенных Наций является Конвенция о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, “чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания” (п. “а” ст. 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).

    Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

    Действующее российское законодательство не дает четкого определения термина “жестокое обращение с детьми”. Это словосочетание впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1969 году (в настоящее время документ не действует). Статьей 59 Кодекса жестокое обращение с детьми называлось одним из оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не расшифровывалось.

    Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: “Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

    Формы жестокого обращения

    Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.

    Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

     Физическое насилие — действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

     Психологическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

     Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

    Пренебрежение основными потребностями ребенка — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотр.

    Признаки жестокого обращения с детьми

    Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:

    ​ следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);

    ​ запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

    ​ отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);

    ​ систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

    Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из перечисленных признаков, им следует направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает об этом по телефону (а затем в течение одного дня направляет письменную информацию) в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

    Специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

    По итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения направляет в правоохранительные органы информацию о происшедшем, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству. Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в органы прокуратуры. Здесь не стоит бояться ошибиться — в любом случае заявление будет передано по подведомственности, и на него правоохранительные органы должны отреагировать в обязательном порядке.

    Руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

    Ответственность за жестокое обращение с детьми

    Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

    Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

     Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

     Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

  • Памятка «Психологический портрет ребенка, подвергающегося насилию (основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога)»

    1. Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.

    2. Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.

    3. Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).

    4. Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.

    5. При медосмотрах отказ ребенка раздеться, чтоб скрыть синяки и раны на теле.

    6. Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, рвоту, боли в животе и т. п.).

    7. Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери, педагогу.

    8. Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого.

    9. Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара).

    10. Чрезмерное стремление к одобрению любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех.

    11. Демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса.

    12. Проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

    13. Заниженная самооценка.

    14. Беспричинные нервно-психические расстройства, депрессии, суицидальные попытки или высказывания.

    Наличие 2–3 признаков не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или насилию (в том числе и сексуальному).

     

    Какие наиболее характерные о с о б е н н о с т и в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения:

    1. В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.

    2. На жалобы по поводу поведения ребенка в ОУ реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.

    3. Часто меняют детского участкового врача, переходят из одного ОУ в другое.

    4. Противоречивые или путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ давать объяснения по этому поводу.

    5. Позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива исходит от постороннего человека.

    6. Оскорбление или брань, публичное оскорбление ребенка.

    7. Негативная характеристика ребенка взрослым.

    8. Перекладывание на ребенка ответственности за свои неудачи.

    9. Постоянное сверхкритичное отношение к ребенку.

  • Как не стать жертвой насилия

    Памятка для подростков

    Если вы не хотите стать жертвой насилия, соблюдайте несколько правил

    1. Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены.      

    2. В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись. Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем.      

    3. Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности.      

    4. Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите.      

    5. Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации.      

    6. Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувства другого человека.      

    7. Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею (это придаст вам большей уверенности, и вы сможете лучше контролировать свои действия). Не пользуйтесь в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер автомашины.      

    8. ПОМНИТЕ, что нет абсолютных способов защиты от потенциального сексуального насилия.

    Но существуют тревожные для вас знаки, которые могут насторожить, например неуважение к человеку, нарушение его личного пространства.

    Будьте осторожны, если кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно разглядывает; не слушает того, что вы говорите,  игнорирует ваши чувства; ведет себя с вами как хороший знакомый, хотя это не так.      Обращая внимание на знаки подобного рода, вы можете уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других местах. Такая ситуация может сложиться, когда вы встречаетесь с кем-то впервые, идете в кино или на дискотеку, находитесь в компании друзей или знакомых.

    Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.

  • Насилие в семье

    Чтобы прожить вместе всю жизнь

    и при этом ухитриться друг другу

    до смерти не надоесть,

    необходим талант, и немалый.
    Р. Стивенсон

    Статистика ежегодно и неумолимо отсчитывает сухой процент тех, для кого дом перестал быть крепостью, а границы семьи превратились в тюремную ограду. Но и этот процент нельзя считать окончательным, потому что, как показывают исследования, о насилии внутри семьи предпочитают не говорить, оставляя эту тайну за семью печатями.

    По умолчанию мы считаем, что это личное дело каждой семьи, предпочитая оставаться в стороне и не вмешиваться, но и тут статистика хладнокровно щёлкает цифрами – десятки тысяч женщин погибают от рук своих мужчин. И неизвестно, сколько из них могли бы сохранить жизнь, если бы окружающие люди не смотрели сквозь пальцы.

    Как-то так повелось, что во многих культурах издавна присутствует элемент домашнего насилия. До сих пор в мусульманских семьях считается нормой избиение жены, предполагается, что таким образом муж учит свою супругу уму разуму. Да и у нас некоторые представители сильной половины человечества периодически вспоминают о «Домострое», намекая своим хозяйкам, что вот это было правильное руководство по построению семейной жизни, видимо, слишком буквально понимая высказывание Анри Амиеля: «Женщина – спасение или гибель семьи».
    Однако психологи относятся к физическому насилию не с таким воодушевлением, считая, что кулаки в ход пускают тогда, когда нет словесных аргументов. Как правило, это свойственно психически слабым людям, которые занять главенствующую роль могут только таким способом, во всём остальном чувствуя себя слабым и беспомощным.

    Классической иллюстрацией домашних издевательств является несчастная забитая жена и муж-тиран. Он творит, что хочет, она боится слово поперёк сказать, терпя побои, сексуальное насилие, и радуясь кратким перемириям, во время которых муж заглаживает свою вину подарками и мольбами о прощении. И продолжаться такая ситуация может годами, постепенно вовлекая в замкнутый круг всех родных и близких, в первую очередь, детей. 

    А начаться всё может с небольшой пощёчины во время ссоры, которой и значения никто не придаст. Но шаг за шагом незаметно для обоих семейные отношения превращаются в отношения покровитель и зависимый, а искренние чувства уходят. Появляется тотальный контроль, пропадает свобода выбора и передвижений, вся жизнь зависимого подчиняется желаниям и требованиям тирана. При этом всё то, что запрещено остальным членам семьи, безоговорочно разрешено самому диктатору.

    В своё время П. Бомарше сказал: «Немалое благо для семьи – изгнание из неё негодяя». Стороннему наблюдателю кажется, что разорвать мучительные узы несложно, достаточно принять решение и уйти из семьи. Но именно зависимое положение (в финансах, разнообразные страхи и сомнения, угрозы со стороны диктатора) мешает зависимой половине сделать решительный шаг. 

    Но и женщины могут оказаться на положении тирана. Будучи изначально физически более слабыми, они мастерски влияют на членов своей семьи психологически. Классической тираншей можно назвать столь популярную в анекдотах жену-«пилу», которая «пилит» своего мужа, испытывая его терпение из года в год и, в конце концов, доводя мужчину до вспышки аффективной агрессии. И в таких ситуациях ещё нужно разобраться, кто и кого подавляет, тем более, что подобное психологическое насилие может привести к деградации личности, социальному падению, выбраться из которого мужчине будет ничуть не проще, чем женщинам – жертвам физического насилия.

    Самые беззащитные жертвы – дети. Физическое насилие воспринимается ими, как заслуженное наказание, потому что для малыша поступки родителей изначально верны. Ребёнок боится рассказать кому-либо, считая, что тогда родители станут любить его меньше. Но очень часто насилие над ребёнком маскируется под вывеской строгого воспитания или гиперопеки. И если в первом случае маленькому человеку в ультимативном порядке диктуются правила поведения и возможные шаги, что заметно окружающим, то во втором случае всепоглощающая забота родителей загоняет ребёнка в не менее жёсткие рамки, но внешне ситуация выглядит социально-одобряемой. 

    Но во всех ситуациях ущемляется право юной личности на свободу выбора, человеческое достоинство. Как правило, ребёнка своей вещью считают люди опять же психологически слабые, которые не в состоянии самоутвердиться в общении с равными себе. Такой тактикой поведения родители привязывают своё чадо к себе, делая его зависимым, лишая возможности самостоятельно принимать решения и выживать в окружающем мире без своих покровителей. 

    Однако и даже самые безобидные члены семьи вполне могут занять место тирана. И старики, и дети манипулируют близкими исподтишка, порой даже неосознанно, замечая, что те или иные действия вызывают желаемую реакцию со стороны родных, и повторяя это снова и снова. Так ребёнок может впадать в истерику каждый раз, когда родители отказывают в удовлетворении какого-то каприза. А пожилые члены семьи, теряя авторитет у своих взрослых детей, спекулируют своей беспомощностью и болезненным состоянием, дабы вернуть внимание к своей персоне.

    «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро, – сказал В. Сухомлинский. – В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.» Именно поэтому не стоит закрывать глаза на происходящее насилие, ведь вырастая в таком окружении, дети впоследствии ведут себя точно также, считая подобное поведение нормой вещей. Не стоит оставаться в стороне, поддержка психолога и специальных органов могут сохранить немало жизней, если разорвать этот замкнутый круг домашнего насилия.

  • Акция Защита - 2014

  • Город Челябинск принял участие в конкурсе городов России «Город без сирот»

  • Помощь родителям в предотвращении побега ребёнка из дома

    • Любовь – самая важная потребность всех детей.
    • Слушайте внимательно, что говорит Вам ребёнок!
    • Даже при самых внимательных взаимоотношениях необходимо устанавливать ограничения.
    • Видение событий с точки зрения ваших детей и понимание того, что они чувствуют – ключ к пониманию поведения.
    • Чем меньше дети, тем ваша позиция более гибкая, правила меняются чаще. А разъяснения более конкретные.
    • Установите определённый распорядок дня.
    • Уважайте мнение своего ребёнка так же, как вы уважаете взгляды взрослого человека!
    • Кратковременное выпадение из воспитательной среды не проходит бесследно, необходима коррекция специалиста.
    • Поддержать в ребёнке уверенность в том, что он в состоянии преодолеть проблемы сегодняшнего дня, пробудить в нем стремление к учебе.
    • Оказывать ребенку поддержку в трудной для него ситуации.
  • ЕСЛИ ТЕБЕ ПЛОХО НА ДУШЕ ...

    • Иногда бывают ситуации, когда кажется, что всё в жизни плохо, что не везет, никто не понимает, что я никому не нужен ни дома, ни в школе… Первым делом останови поток мрачных мыслей фразой: “Я могу разорвать этот замкнутый круг!” и улыбнись. 
    • Помни, безвыходных ситуаций не бывает! Просто ты пока не видишь выход. Прояви гибкость, помечтай, как бы ты хотел изменить ситуацию. Постарайся получше и четче представить себе ту жизнь, которой ты хотел бы жить. Попробуй ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась? 
    • Помни, ты не один в этом мире. Если ты не видишь выхода из ситуации сам, обратись со своими сомнениями к тому человеку, которому доверяешь. Здорово, если это твои родители, но это может быть и друг или подруга, родственник или учитель, психолог и социальный педагог. 
    • Помни, что каждому человеку даны природой очень многие таланты. Попробуй открыть их в себе. Помни, что очень многому можешь научиться, если захочешь! Обратись к психологу, он может помочь тебе в этом.
Вы здесь: Главная Акции Архив материалов Эта информация может быть полезной!

Контакты

Телефон:

+7 351 214 30 10 (многоканальный)

E-mail:

  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (официальный)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (хозяйственные службы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (конкурсы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (закупки)

Адрес:

г. Челябинск, ул. Пушкина, д.48

Подробнее

Телефон доверия

Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, если Вам нужна помощь и психологическая поддержка, если вам просто не с кем поговорить, для Вас на базе ГУЗ «Областной клинической специализированной психоневрологической больницы №1» работает телефон Доверия 269-77-77.
В будние дни (понедельник-пятница) с 17:00 вечера до 09:00 утра. В выходные дни (суббота-воскресенье) и праздничные дни — круглосуточно.
Гарантируется уважение прав каждого абонента, качество помощи, доступность, бесплатность, анонимность и доверительность (конфиденциальность).
Поможем друг другу все выдержать и выстоять!

Яндекс.Метрика