Методическая работа

            Говенко Ю.С.
Научный руководитель: Г.М.Каченя, канд.пед.наук, доцент

         Актуальность этой проблемы в том, что  с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества. Если раньше под категорию «трудных» в основном попадали лица подросткового возраста, то теперь под эту характеристику попадают дети с 8-11 лет. Снижение возрастного порога детей, попадающих в данную категорию указывает на актуальность данной темы в наши дни.

         Применении в работе с «трудными детьми» и людьми проживающих стрессовые ситуации обычных методик, не дает эффективных результатов. В данном случае нужен особый подход, здесь поможет арт-терапия. Привычная окружающая среда может быть по-новому воспринята человеком, стать источником открытий и ярких впечатлений. Взрослый человек может хотя бы на время увидеть мир глазами ребенка, шамана, поэта или художника, открыть мифологические, сказочные значения реальности. Прогулки на открытом воздухе развивают в человеке дух героизма и приключений, дух креативности, пробуждают их к созданию историй. Работая с найденными объектами, ведя с ними творческий диалог, можно исследовать темы ущерба и его возмещения, травмы и ее преодоления. Найденные предметы могут обретать новую жизнь, превращаться благодаря творческому акту в нечто новое. Разные формы взаимодействия с найденными предметами являются тем, что всегда делали художники, давая новую жизнь материалам, объектам и образам.

         Ведущий российский специалист в области арт-терапии Копытин А.И. рассуждал: « Когда ландшафт - деревья, заросли трав, солнце и дождь, радуга, листопад и снегопад начинают восприниматься по-своему, когда участники выясняют, уточняют своё индивидуальное отношение к природе, с помощью фотоаппарата, красок, записи в книжку, музыки и танца, тогда появляется творческое целебное вдохновение в общении с природой, наполняющее нашу жизнь смыслом». [Техники и формы ландшафтной арт-терапии, с.12]

         Лэндтерапия предлагает множество форм и методов работе с «трудными детьми». Это  и прогулки на свежем воздухе, игры с поиском различных предметов и их использованием для создания арт-объектов,  хореография, изобразительная деятельность на природных объектах. Локацией для проведения занятий может стать лес, пляж, парк, аллея, пустырь, сад, озерно и многие другие объекты. Материалом для работы могут послужить песок, вода, трава, щебенка, древесина, шишки, листья, ветки и множество других предметов, которые будут находиться в локации   

Наиболее интересным является метод Яноса Мартона «Живой музей». Данный метод можно применять на территории любых образовательных учреждений. Он имеет групповую форму, но в тоже время каждый участник проявляет себя индивидуально. Музей может состоять как из одного, так и нескольких помещений. Каждое помещение посвящено наиболее  тонким проблемам: «Дом», «семья», «школа», «сад» и др.  За музеем следят и ухаживают сами учащиеся что, несомненно, является частью воспитательного процесса.  Материалом для творчества являются объекты, которые учащиеся находят во время прогулок (ветки, шишки, листья, палки, камушки и др.) В момент самого творчества главное, чтобы педагог не «влезал» в процесс, а только контролировал его. Ребенок должен сам творить так, как он чувствует: потому что  продукт творческой деятельности может многое сказать о характере человека, его предпочтениях и состоянии. Ведь наши творения — это символы, идущие из глубин подсознания, и поэтому важную роль играет бессознательное в творческом процессе.

         С помощью найденных предметов в ходе прогулок ребенок занимается производством изобразительных объектов. Они могут располагаться в пространстве музея или на поверхности. В ходе творческой деятельности учитывается социальная мотивация, проявление похвалы за успешно выполненную работу может поднять самоуверенность ребенка. Данный метод формирует творческую общину,  возможность творческого самораскрытия личности детей и их социальной интеграции.

         Еще одним методом лэндтерапии является « Терапия песком». Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году.  Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.     Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Эффективность данной методики заключается в том, что происходит создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.[5, с.123]

Еще одним методом является  «ландшафтный театр», он включает в себя бимодальные и полимодальные техники, связанные с сочетанием визуально-пластической экспрессии (включая работу с пространством и объектами) с голосовой и инструментальной импровизацией, движением и танцем, ролевой игрой, исполнением перформансов и ритуалов.[4, с.19] В данном методе важную роль играют  4 фактора такие как: Пространство — как много места я позволяю себе занять в жизни, в присутствии других людей? Насколько я чувствую «свое» пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие — нет? Время — какой ритм более органичен для меня? При каком ритме — быстром или медленном — я чувствую себя более уверенным, более осознающим, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие ритмов? и т. д. Вес (Сила) — насколько я чувствую свой вес? А — следовательно — опору, поддержку, связь с землей? Могу ли я доверить свой вес, свое тело в его взаимодействии с гравитацией другим людям? Течение — насколько направлены движения? Насколько я могу «держать» цель, определенный ритм или стиль движения? Как часто и какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в моем теле?[4, с.103].   Метод «ландшафтного театра» способствуют развитию фантазии и способности к импровизации. Помогает раскрыть характер и индивидуальность ребенка, развивает такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

         Творческий процесс способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознании и переживании отрицательных эмоций. Это особенно важно для людей, не имеющих возможности выговориться, выразить свои переживания в творчестве им легче, чем о них рассказать. Поэтому арт- терапия - это уникальное направление, которое образует синтез различных творческих комплексов с  окружающий средой. Арт- терапия дает возможность выявлять проблемы в ребенке вне кабинета и посредством проявления его творческих способностей, проанализировать ту или иную ситуацию в игровой форме на открытом воздухе, при этом не спрашивая человека напрямую о его переживаниях и проблемах. Арт- терапия помогает сплотить коллектив или группу (так как имеет и групповые задания), сблизить  отношения между педагогом и учеником, а также проявлять заботу к окружающей среде.

Список источников.

  1. Ильина, А.В. Самопознание [Электронный ресурс] / А. В. Ильина, Анализ изобразительной деятельности – Режим доступа: http://samopoznanie.ru/articles/chto_znachat_nashi_risunki/ – Загл. с экрана. – Дата обращения  12.2016
  2. Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В.В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко – М.: Просвящение,  — 345с.
  3. Копытин, А. И. Арт-терапия психических расстройств / А. И. Копытин, – СПб.: Речь, 2010. –  368с.
  4. Копытин, А. И. Техники и формы ландшафтной арт-терапии / А. И. Копытин, Корт Беверли. – М.: Когито Центр, 2013. – 21с.
  5. Штейнхард, Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л. Штейнхард, - СПб.: Питер, 2001. – 307с.

 

Цель урока: Расширить знания обучающихся о народной песне, показать ее влияние на культуру и историю России. Обобщить знания детей о русских народных песнях.

Задачи:

- прививать детям любовь к своей культуре, истории на примере прослушивания русских народных песен.

- показать возможность использования композиторами в своем творчестве мелодий русских народных песен.

- развивать творческие способности на примере импровизации танцевальных движений под музыку русской пляски и имитации игры на музыкальных инструментах, сочинения музыкальной импровизации колыбельной песни на народный текст.

- развивать память, вокальные и певческие навыки при разучивании и исполнении русских народных песен.

Оборудование:

мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, медиапрезентация по теме урока, фортепьяно.

Ход занятия

  • Приветствие.

Сегодня наш урок посвящен русской народной песне. Чтобы подробнее узнать о видах русской народной песни, мы отправимся в увлекательное путешествие. Будьте внимательны, в конце нашего путешествия вы должны мне правильно назвать виды русской народной песни.

Подготовительный этап – создать благоприятную, творческую атмосферу, познакомить детей с темой занятия, настроить на восприятие материала, подготовить голосовой аппарат к пению.

  • Руководитель начинает беседу с детьми о русской народной песне.

Руководитель: У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен. Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа.

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

Руководитель: О чем мы узнаем в песнях? Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни, сегодня мы отправляемся в путешествие, где познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими народными песнями

  • Первая остановка – Песни – игры: знакомство с песнями «Комара женить мы будем», «Сидит Дрёма» «Летели две птички»

Далее предлагается сыграть в игру «Кузовок»

  • Вторая остановка – хороводные песни.

Воспитатель: что такое хоровод? Как поются хороводные песни?

Дети: распевно, светло.

Воспитатель: Правильно.

Разучивание хороводной песни «Земляничка-ягодка» или «Царь за городом гуляет».

Дети не только поют, но и учатся красиво перемещать себя в пространстве, водить хоровод, ходить группой в линию и делать правильные построения.

Далее можно поиграть с детьми в «Ручеёк», «Змейка» .

  • Третья остановка – Частушки-небылицы. Что такое частушка? Частушка – короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания. Она является неотъемлемой частью духовной жизни нашего народа. В ней ярко и образно прослеживаются все стороны жизни, все происходящие события – и горестные и радостные. И сейчас мы с вами исполним задорные частушки «Здорово, здорово, у ворот Егорова» или «Барыня»
  • Следующая остановка – знакомство с русской народной плясовой песней «Чижик» (Первоначальное прослушивание оригинала).

Вопросы, которые можно задать детям:

Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое)

Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать)

На какие именно слова?

Что вы еще заметили в мелодии?

Это характерно для русских народных песен?.

                                      Разучивание песни с движениями .

Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (Повторение слов)

Разучивание песни по фразам (Четыре фразы)

  • Последняя остановка – календарно-обрядовые песни. Знакомство на выбор с песнями «Приходила коляда накануне Рождества», «Ой, масленая недалечка…», «Жаворонок-дуда» - весенняя закличка с простой, запоминающейся мелодией

Подведение итогов:

Руководитель: сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего мероприятия знакомились с творчеством русского народа. Итак, с какими народными песнями мы сегодня познакомились? Вспомните, на каких остановках мы с вами побывали, что исполняли?

Ответы:

- игровые,

-хороводные

- плясовые

- частушки-небылицы

- календарные

Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали? О чем сможете рассказать вашим друзьям, родным?

 Ни для кого, ни секрет, что совместные занятия творчеством детей и родителей развивают глубокое доверие в их отношениях. Психологи, в свою очередь, считают, что совместные занятия оказывают крайне положительное влияние на развитие правильных качеств ребенка и учат его эффективному сотрудничеству. При этом, вид  деятельности большого значения не имеет. Это могут быть, к примеру, занятия в студии рисования или занятия в вокальных или танцевальных коллективах.

В МАУДО «Центр «Креатив» вокальный коллектив «Радуга голосов» существует с 2012. Обучающиеся коллектива являются активными участниками конкурсов и праздничных концертов различных уровней.

В коллективе ведется четкая и отлаженная работа с родителями. Это необходимо для того, чтобы работа с ребенком была продуктивной. Ведь родители – это главные партнеры, которые, при успешно поставленной работе, становятся помощниками. Родители обучающихся коллектива активно участвуют в жизни вокального коллектива, оказывая помощь в подготовке к концертам, пошиве костюмов, помогают в проведении мероприятий, проводимых внутри коллектива. У родителей всегда есть возможность познакомиться со всеми сторонами художественно - эстетического развития детей с помощью родительских собраний, открытых уроков, индивидуальных бесед и творческих занятий на взаимодействие детей и родителей. 

А с 2016 года руководитель коллектива Мазитова Наталья Леонидовна проводит занятия не только для детей. В настоящее время организована творческая деятельность совместно с родителями и детьми. В рамках проекта «Музыкальные семьи нашего города», семьи с которыми занимается Мазитова Н.Л., участвуют в различных фестивалях и концертах.

Семейное или домашнее музицирование! Часто ли произносит эти слова современный человек? Применимы ли эти слова к нашей перегруженной, автоматизированной жизни? Порой кажется, что досуг семьи - это коллективный просмотр телевизионных передач. В лучшем случае - совместный поход в кино, театр, на концерт. Само по себе это не плохо и даже необходимо! Но ничего не может заменить единственную роскошь - роскошь человеческого общения!

И как бывает приятно после работы или учёбы дома сесть за фортепиано, взять в руки гитару и начать играть или петь, погружаясь в чарующий мир музыкальных звуков.

Музыка всегда была  самым демократичным средством общения. Она роднила людей. Сейчас всё больше и больше мы видим, как музыку «потребляют». А как прекрасен может быть вечер, когда дочь играет на фортепиано, а мама ей подпевает!

Для восприятия музыки важно всё. И первое приобщение к искусству нередко начинается именно так: с музыки, которая звучала в доме с первых, пусть самых маленьких, концертных залов. Не случайно многие великие музыканты признавались в том, что своей   великой любовью к музыке они обязаны тем скромным домашним концертам, в которых принимала участие вся семья - самые близкие, дорогие и незабываемые люди.

Что же значит такое простое и знакомое с детства слово «семья». Согласитесь, могут быть разные варианты на тему: и «мама, папа, я», и «родители и бабушки с дедушками», и «сестры, братья, дяди, тети и т.д.». Одно из самых популярных определений этого термина гласит: «Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». То есть, это не просто кровные родственники, живущие под одной крышей, но и люди, помогающие друг другу и взаимно ответственные. Члены семьи в истинном понимании этого слова любят друг друга, поддерживают, вместе радуются по веселым поводам и грустят по печальным. Они как бы все вместе, но при этом учатся уважать мнение и личное пространство друг друга.

Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Что же дают семейные традиции людям? Во-первых, они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. А чего пугаться, если все постоянно, стабильно, и родители рядом? Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.

Во-вторых, для взрослых семейные традиции дают ощущение единства со своей родней, сближают, укрепляют чувства. Ведь зачастую это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.

В-третьих, это культурное обогащение семьи. Она становится не просто комбинацией отдельных «я», а полноценной ячейкой общества, несущей и делающей свой вклад в культурное наследие страны.

Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. На примере семей Блиновых, Кондаковых, Стариковых и Саврасовых, можно привести разнообразные примеры этих традиций, такие как: навещать своих родных и близких, посещать театр и кино, организовывать квесты для детей по поиску подарков, но, самая главная традиция которая объединяет эти семьи – это домашнее музицирование, которое переросло в профессиональное участие в фестивалях «Музыка души в каждой семье» (2017-2019 гг.) и международный конкурс «Мы вместе» (2019 г). И,  конечно же, участие в концертах МАУДО «Центр «Креатив», социальных концертах «День пожилого человека», концертах, посвященных празднованию Дня Победы.

Таким образом, семейные традиции – это интересно и здорово! Не пренебрегайте ими, ведь они сплачивают семью, помогают ей стать единым целым.

Интернет источники:

  • https://dshi-voskresenie.vgr.muzkult.ru/media/2018/08/01/1224981645/tradicii_semejnogo_muz.pdf
  • https://elib.bspu.by/bitstream/doc/7733/1/3.%20Ковалив%20Валентин%20Васильевич.%20Семейное%20домашнее%20музицирование.pdf
  • https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/09/12/tvorcheskoe-vzaimodeystvie-uchashchihsya-i-roditeley

Н.Л. Мазитова

Вы здесь: Главная О Центре Методическая работа

Контакты

Телефон:

+7 351 214 30 10 (многоканальный)

E-mail:

  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (официальный)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (хозяйственные службы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (конкурсы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (закупки)

Адрес:

г. Челябинск, ул. Пушкина, д.48

Подробнее

Телефон доверия

Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, если Вам нужна помощь и психологическая поддержка, если вам просто не с кем поговорить, для Вас на базе ГУЗ «Областной клинической специализированной психоневрологической больницы №1» работает телефон Доверия 269-77-77.
В будние дни (понедельник-пятница) с 17:00 вечера до 09:00 утра. В выходные дни (суббота-воскресенье) и праздничные дни — круглосуточно.
Гарантируется уважение прав каждого абонента, качество помощи, доступность, бесплатность, анонимность и доверительность (конфиденциальность).
Поможем друг другу все выдержать и выстоять!

Яндекс.Метрика