Занятие: «Путешествие в мир русской народной песни» (А.И.Замальдинова)

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Цель урока: Расширить знания обучающихся о народной песне, показать ее влияние на культуру и историю России. Обобщить знания детей о русских народных песнях.

Задачи:

- прививать детям любовь к своей культуре, истории на примере прослушивания русских народных песен.

- показать возможность использования композиторами в своем творчестве мелодий русских народных песен.

- развивать творческие способности на примере импровизации танцевальных движений под музыку русской пляски и имитации игры на музыкальных инструментах, сочинения музыкальной импровизации колыбельной песни на народный текст.

- развивать память, вокальные и певческие навыки при разучивании и исполнении русских народных песен.

Оборудование:

мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, медиапрезентация по теме урока, фортепьяно.

Ход занятия

  • Приветствие.

Сегодня наш урок посвящен русской народной песне. Чтобы подробнее узнать о видах русской народной песни, мы отправимся в увлекательное путешествие. Будьте внимательны, в конце нашего путешествия вы должны мне правильно назвать виды русской народной песни.

Подготовительный этап – создать благоприятную, творческую атмосферу, познакомить детей с темой занятия, настроить на восприятие материала, подготовить голосовой аппарат к пению.

  • Руководитель начинает беседу с детьми о русской народной песне.

Руководитель: У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен. Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа.

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

Руководитель: О чем мы узнаем в песнях? Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни, сегодня мы отправляемся в путешествие, где познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими народными песнями

  • Первая остановка – Песни – игры: знакомство с песнями «Комара женить мы будем», «Сидит Дрёма» «Летели две птички»

Далее предлагается сыграть в игру «Кузовок»

  • Вторая остановка – хороводные песни.

Воспитатель: что такое хоровод? Как поются хороводные песни?

Дети: распевно, светло.

Воспитатель: Правильно.

Разучивание хороводной песни «Земляничка-ягодка» или «Царь за городом гуляет».

Дети не только поют, но и учатся красиво перемещать себя в пространстве, водить хоровод, ходить группой в линию и делать правильные построения.

Далее можно поиграть с детьми в «Ручеёк», «Змейка» .

  • Третья остановка – Частушки-небылицы. Что такое частушка? Частушка – короткая русская народная песня, обычно, юмористического содержания. Она является неотъемлемой частью духовной жизни нашего народа. В ней ярко и образно прослеживаются все стороны жизни, все происходящие события – и горестные и радостные. И сейчас мы с вами исполним задорные частушки «Здорово, здорово, у ворот Егорова» или «Барыня»
  • Следующая остановка – знакомство с русской народной плясовой песней «Чижик» (Первоначальное прослушивание оригинала).

Вопросы, которые можно задать детям:

Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое)

Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать)

На какие именно слова?

Что вы еще заметили в мелодии?

Это характерно для русских народных песен?.

                                      Разучивание песни с движениями .

Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (Повторение слов)

Разучивание песни по фразам (Четыре фразы)

  • Последняя остановка – календарно-обрядовые песни. Знакомство на выбор с песнями «Приходила коляда накануне Рождества», «Ой, масленая недалечка…», «Жаворонок-дуда» - весенняя закличка с простой, запоминающейся мелодией

Подведение итогов:

Руководитель: сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего мероприятия знакомились с творчеством русского народа. Итак, с какими народными песнями мы сегодня познакомились? Вспомните, на каких остановках мы с вами побывали, что исполняли?

Ответы:

- игровые,

-хороводные

- плясовые

- частушки-небылицы

- календарные

Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали? О чем сможете рассказать вашим друзьям, родным?

Вы здесь: Главная О Центре Методическая работа Занятие: «Путешествие в мир русской народной песни» (А.И.Замальдинова)

Контакты

Телефон:

+7 351 214 30 10 (многоканальный)

E-mail:

  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (официальный)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (хозяйственные службы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (конкурсы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (закупки)

Адрес:

г. Челябинск, ул. Пушкина, д.48

Подробнее

Телефон доверия

Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, если Вам нужна помощь и психологическая поддержка, если вам просто не с кем поговорить, для Вас на базе ГУЗ «Областной клинической специализированной психоневрологической больницы №1» работает телефон Доверия 269-77-77.
В будние дни (понедельник-пятница) с 17:00 вечера до 09:00 утра. В выходные дни (суббота-воскресенье) и праздничные дни — круглосуточно.
Гарантируется уважение прав каждого абонента, качество помощи, доступность, бесплатность, анонимность и доверительность (конфиденциальность).
Поможем друг другу все выдержать и выстоять!

Яндекс.Метрика