Телевизор — друг вашему ребенку?

 

Самое удивительное то, что толь¬ко что прочитанный заголовок, скорее всего, не произвел на вас ника¬кого впечатления. Возможно, читатели уже привыкли к различного рода «стра¬шилкам» и выработали по отношению к ним защитную реакцию в виде безраз-личия. Часто подобная информация предваряет рекламу очередной пана¬цеи, универсального средства от всех болезней. Увы, это не реклама, а пре¬дупреждение о реальной беде, грозя¬щей вашему ребенку. Возможно, беда уже случилась. Тогда, быть может, вам удастся предотвратить ухудшение ситуации. Итак, по порядку.

Сведения об опасностях, которые связаны с просмотром телепередач, недавно обобщил в своей книге «Застывший взгляд» Райнер Пацлаф. Очевидно, аналогичные выводы вы, возможно, уже делали сами, читали или слышали, но собранные вместе они заставляют серьезно задуматься даже о том, чтобы вовсе расстаться с современным волшебным «фонарем».

Прежде всего автор методично и последовательно разоблачает распро¬страненные мифы о том, что телевиде¬ние избавляет человека от одиноче¬ства; позволяет экономить время; рас¬ширяет познавательные возможности, показывая реальный мир; снабжает нас разнообразной полезной информацией.

Так, проводилось исследование о том, насколько телевидение пополняет багаж наших знаний. Оказалось, что только спортивная программа соответ¬ствует этой функции. Не давая челове¬ку полновесных знаний, телевидение отвлекает его от других, более полез¬ных источников информации. В частно¬сти это приводит к тому, что люди все меньше читают и пишут. Ведь на это нужно время, которое гораздо прият¬нее провести у экрана телевизора. А ведь письменная речь является самым совершенным видом человеческой деятельности, с которой не может сравниться никакая другая.

Все чаще появляется информация о том, что дети все больше времени про¬водят перед телевизором и поэтому хуже учатся. Их речевое развитие замедляется по сравнению со свер¬стниками, не злоупотребляющими этим занятием.

Оставив в стороне не менее острую проблему содержания телевизионных передач, обратимся к его влиянию на психофизические процессы. В резуль¬тате тщательных исследований уда¬лось доказать, что объективные пока¬затели работы сердца, дыхательной системы и даже обменных процессов при просмотре телепередач достовер¬но ниже, чем при полной бездеятельно¬сти. Не радуйтесь тому, как телевизор помогает нам отдыхать. Такой энерге¬тический баланс становится бичом для миллионов людей, приводя к избыточ¬ному весу.

Длительное сидение перед экра¬ном, часто в неудобной позе приводит к различным нарушениям опорно-дви¬гательного аппарата, в том числе печально знаменитому остеохондрозу. Что же касается маленького ребен¬ка, то парализующее действие телеви¬зора лишает его важнейшего источни¬ка развития. Иван
Петрович Павлов отмечал, что ничто не может сравниться с радостью, которую доставляет возможность «сое¬динить голову с руками». Увы, телеви¬зор разъединяет мысль и действие.

Но этого мало. Природа телеви¬зионного изображения такова, что парализует и наш взгляд. Поэтому автор книги не преувеличил, назвав свою книгу «Застывший взгляд».Вне этой активности невозможно получение полноценных знаний о мире, а значит и развития. Наиболее подвижным органом воспри¬ятия являются глаза, через которые мы получаем наибольшее количество информации о внешнем мире. Даже в процессе разговора внешний вид гово¬рящего несет очень много полезной информации, дополняющей то, о чем мы говорим. Но и другие анализаторы активно включают в свою работу дви¬жение. Например, если мы хотим оце¬нить ткань, которую покупаем, то ощу¬пываем ее.

К сказанному надо добавить то немаловажное обстоятельство, что глаз, разучившийся смотреть, мешает ребенку освоить навыки чтения, а без чтения невозможно усвоение школьной программы.

Стоит обратить внимание еще и на такой парадокс. В силу особенности организации зрительного анализатора прослушивание радиопередач оста¬вляет ребенку больше возможностей для развития: она не мешает ему дви¬гаться и оставляет место для творче¬ского воображения.

Это далеко не полный перечень последствий телемании. Приведем еще только один пример. Быстрая смена кадров на экране заставляет непрерывно работать ориентировочно-исследовательский рефлекс, а он в свою очередь включается в активную, но бессмысленную работу гормональ¬ной системы. Ситуация напоминает мнимое кормление, которое исследо¬вали в лаборатории И.П. Павлова. В пищеводе собаки делали отверстие, через которое вся съеденная пища тот¬час оказывалась снаружи. Поэтому собака могла есть очень долго, но насыщения не наступало. Точно такие же чувства испытывает человек перед экраном телевизора. Он находится в постоянном возбуждении, опасаясь, что упустит что-то важное, но при этом не получает практически никакой информации.
Добавим: и не может никак исполь¬зовать эту информацию. Вместе с тем хорошо известно, что не пригодная для использования информация не сохра¬няется в нашей памяти. Таким обра¬зом, просмотр телепередачи создает впечатление обилия получаемых зна¬ний, но на самом деле они проходят мимо нас, подчас не оставляя никакого следа. Это касается не только развле¬кательных передач, но и так назы¬ваемых познавательных. Быстрая смена сюжетов также внешне создает впечатление обилия, но на самом деле благодаря закону интерференции каж-дая новая картинка стирает следы предыдущей.

Еще один негативный эффект хорошо описан Л.Н. Толстым в притче «Не кричи, волки», когда много раз повторенная и не подтвержденная информация перестает вызвать наш интерес. Практически вся телеви¬зионная информация такого рода не находит продолжения в бытовой,игровой и практической деятельности дошкольника.
Чем меньше ребенок, тем губитель¬нее для него парализующее действие телевизора. Но, к сожалению, именно его то многие родители и считают бла¬гом. Ведь ребенок дома под присмо¬тром такой замечательной «няньки». Можно заняться своими делами. В результате времени на общение не остается.

Близкие люди, находясь рядом друг с другом, практически не разгова¬ривают, что не может не отразиться на речевом и общем развитии ребенка. Живое общение не может заменить никакое, даже самое совершенное тех¬ническое устройство. Ни один цветочек на телевизионном экране нельзя поню¬хать, нельзя съесть рекламируемый бифштекст и выпить чашечку чая.

Вы здесь: Главная Родителям Телевизор — друг вашему ребенку?

Контакты

Телефон:

+7 351 214 30 10 (многоканальный)

E-mail:

  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (официальный)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (хозяйственные службы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (конкурсы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (закупки)

Адрес:

г. Челябинск, ул. Пушкина, д.48

Подробнее

Телефон доверия

Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, если Вам нужна помощь и психологическая поддержка, если вам просто не с кем поговорить, для Вас на базе ГУЗ «Областной клинической специализированной психоневрологической больницы №1» работает телефон Доверия 269-77-77.
В будние дни (понедельник-пятница) с 17:00 вечера до 09:00 утра. В выходные дни (суббота-воскресенье) и праздничные дни — круглосуточно.
Гарантируется уважение прав каждого абонента, качество помощи, доступность, бесплатность, анонимность и доверительность (конфиденциальность).
Поможем друг другу все выдержать и выстоять!

Яндекс.Метрика