Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить
- Информация о материале
- Опубликовано: 16 августа 2014
- Просмотров: 793
Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Неправильное произношение приносит ребенку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему еще больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у доски, недостатки устной речи часто влияют на письменную речь, что ведет к снижению успеваемости.
Конечно, серьезные речевые дефекты – предмет сферы деятельности логопедов.
Но все же чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логическая связная речь – прежде всего заслуга семейного воспитания.
Все скороговорки сгруппированы в соответствии с теми или иными «трудными» звуками, что значительно облегчает отработку наиболее проблемных звуков.
Довольно часто в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.
Как работать со скороговорками?
1. Прочитайте ребенку скороговорку.
2. Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
3. Предложите ребенку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку
( подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или слог.)
4. Предложите ребенку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
5. Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
6. Попросите ребенка проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками.(Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем все быстрее и быстрее.
7. Устройте соревнование (с мамой или друзьями) – кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
8. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Некоторые скороговорки, после их запоминания и правильного повторения, можно усложнить: надо произнести первоначальный вариант скороговорки, а затем – произнести ее, поменяв местами начало и конец. Например:
У бабы – бобы, у деда – дубы.
У деда – дубы, у бабы – бобы.
Занимайтесь чаще, и через некоторое время ваш ребенок сам все легко запомнит. Совместные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время.
Скороговорки, содержащие звуки [с ] и [сь]
1.У маленького Сани сани едут сами.
(Сани едут сами у маленького Сани).
2.Сухой сук нес барсук.
(Нес барсук сухой сук).
3.Оса боса и без пояса.
4.Вез на горку Саня
За собою сани,
Ехал с горки Саня,
А на Сане – сани.
5. У Сони и Сани в сетях сом с усами.
(В сетях сом с усами у Сони и Сани).
6. Съел Слава сало,
Да сала было мало.
7. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
(Съели сырок в короткий срок сорок сорок).
8.Влас у нас, Афанас у вас.
(Афанас у вас, а Алас у нас).
9. Сидит Алеся с печки ноги свеся,
Алеся, не смейся, а на печи грейся.
10. Евсей, Евсей, муку просей.
Скороговорки, содержащие звуки [з ] и [зь]
1. Зоиного зайку зовут Зазнайка.
2. У зайки Бубы заболели зубы.
(Заболели зубы у зайки Зубы).
3. Увидел волк козу, забыл и про грозу.
4. Зоя везла на возу
Козленка, козла и козу.
5. За козой шагал козел,
На козу козел был зол.
Позвала коза козлят,
А козла козлята злят.
6. Зоя – незнайка,
А Зина – знайка.
7. Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
8. Зимой поле белое
Промерзло – заледенелое.