Особенности психологии дошкольников
- Информация о материале
- Опубликовано: 14 сентября 2014
- Просмотров: 656
Дошкольное детство – короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность. Психологические особенности дошкольного возраста Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности людей. К 1 году ребёнок использует 7 – 14 слов, сосредоточено занимается одним· делом до 15 минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца). К 1,5 годам словарный запас ребёнка составляет 30 – 40 слов, он хорошо· ходит, кушает и узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто? К 2 годам словарный запас – 300 – 400 слов, основные вопросы ребёнка: что· это? кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков. К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются· ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту. К 3 годам появляется вопрос вопросов – Почему? Ребёнок пересказывает· услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочинённые и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может К 3.5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования.·узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже – со сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию. 3 – 4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство,· негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», нарциссизм – восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно- ролевые игры). К 4 годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково· рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40 – 50 минут. К 4,5 годам способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт· вопрос: зачем? К 5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст,· адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела. С 5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к· обучению. 5-6 лет гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в· любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям – критический возраст для формирования способности любить другого человека