Беседа «ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ» (ЦИВИЛИЗОВАННОЕ РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ)

 

Цель: расширить представления о безконфликтном, цивилизованном  поведении

Задачи: дать обучащимся информацию:

ü что такое конфликт

ü какие конфликты бывают

ü как по разному люди эмоционально реагируют на конфликты

ü какие способы разрешения конфликтов бывают

провести ролевую игру  с демонстрацией различных способов разрешения конфликта и обсудить наиболее эффективные способы.

Формы работы:

ü презентация информационных блоков

ü ролевая игра

ü обсуждение

Время: 45 минут

 

 

Знакомство участников с темой встречи.

 - Что такое конфликт? Попробуйте назвать слова – ассоциации.

Возможные варианты ответов: спор, разногласие, непонимание, ссора, драка и т.д.

Чаще всего мы оцениваем конфликт как отрицательное явление.  Конфликт происходит от латинского слова conflictus, что означает столкновение.

Конфликт – это столкновение сторон.

- Какие конфликты бывают (Приложение 1). Сторонами могут быть люди или группы с разными мнениями, разными желаниями, разными целями и т.д. Но сторонами могут быть и  разные стороны нашего внутреннего мира. Такой конфликт называют внутриличностным.

- В зависимости от нашего характера и темперамента мы можем реагировать на конфликт (приложение 2). Как вы думаете какие качества людей приводят к такой реакции, как показано на рисунке?

- Для разрешения конфликта мы можем выбрать несколько путей (Приложение 3).

Ролевая игра: Давайте попробуем разыграть разные варианты развития ситуации:

Ира и Даша (Леша и Володя) встречаются в коридоре. Ира говорит:

- Даша, ты сидишь с Верой, но с ней теперь хочу сидеть я. Давай –ка ты пересядь куда-нибудь.

Даша, которая хочет продолжить дружбу с Верой отвечает:…..

В процессе игры желающие ребята выходят и получают от ведущего карточку, на которой написано:

Уклонение

Соперничество

Приспособление

Компромисс

Сотрудничество

Варианты сотрудничества и компромисса могут обыгрываться несколько раз разными ребятами.

После каждого раунда ведущий спрашивает у «Иры» и «Даши», что при таком поведении они чувствует.  Можно также подключить всех остальных к обсуждению. Особенно в случае обыгрывания компромисса и сотрудничества.

- В заключении ребятам раздается Приложение 4, где описаны шаги реагирования в конфликте.

Домашнее задание (варианты):

– в течении недели попробовать в конфликтной или спорной ситуации использовать эти шаги и придти к сотрудничеству. Затем написать небольшой рассказ о том, как это получилось. Наиболее Успешные Решатели конфликтов будут объявлены торжественно как Главные Специалисты по спорным ситуациям в классе. 

Для выбора можно выбрать несколько наиболее удачных вариантов сочинений и попросить всех проголосовать за того, кто лучше всего повел себя в конфликтной ситуации. По результатам голосования торжественно объявить победителей.

- выбрать либо из окружающих реальных людей либо из героев фильмов, литературы и т.д. тех, кто хорошо умеет сотрудничать или идти на компромисс и написать о нем рассказ. Написать так. как будто ты хочешь представить его к премии России как главного Разрешите конфликтов. Обязательно необходимо описать КАК именно Он (Она) решает конфликты. Выбор может происходить путем создания 3 групп, каждая из которых из нескольких сочинений выбирает 1 и презентуют его в классе. Затем из трех лучших путем голосования выбирается лучшее и этот герой объявляется Примером года.

Критерии оценки результатов:

ü % участия класса на классном часе

ü Инициатива в участии в ролевой игре

ü Количество высказанных мнений в процессе обсуждения

ü Выполнение домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Приложение 1. Виды конфликтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.  Как разные люди реагируют на конфликт

 

Приложение 3. Разные стратегии поведения в конфликте

Соперничество (давление). Человек, использующий давление стремится удовлетворить только свои интересы часто в ущерб интересам других людей. Он вынуждает другую сторону решать его проблемы. Этот способ выражается следующим образом:

ü Человек настойчиво, во чтобы то ни стало пытается добиться своего. («Мне все равно, что ты говоришь, будет так как мне нужно»)

ü Человек стремится доказать свою правоту и неправоту другого, не слушая его доводов или сразу отрицая их («Ты не прав, потому что я сказал…»)

ü Человек избегает неприятностей для себя, пусть даже пострадает другой. («То что ты предлагаешь мне не нужно, это твои проблемы, мне нужно чтобы было так..»)

ü Старается перекричать, перехитрить другого, применить насилие.

ü Пытается найти союзников, чтобы «задавить» позицию другого человека («Все со мной согласны, спроси у кого хочешь..»)

Уклонение (уход). Способ характерен для тех, кто предпочитает снять с себя ответственность за решение проблемы. Этот способ сводится к уклонению от разрешения конфликта вместо того, чтобы отстаивать свои права. Этот способ выражается следующим образом:

ü Человек предоставляет другим взять на себя ответственность за ситуацию («Пусть решает мой друг, как он решит, так и будет»)

ü Отказывается обсуждать проблему («Я об этом говорить не буду»)

ü Иногда высказывает равнодушие относительно результата («Мне все равно, делайте что хотите»)

ü Молчит, игнорирует собеседника.

Уступка (приспособление). Один из конфликтующих действует в интересах другого, даже если ему не нравится его позиция, уступает ему и отказывается отстаивать свои права и жертвует своими интересами. Этот способ выражается следующим образом:

ü Опасается задеть чувства другого («Не расстраивайся, будет как ты хочешь»)

ü Старается успокоить другого и сохранить отношения («Ты не кричи, мне важнее, чтобы мы остались друзьями»).

ü Предоставляет другому настоять на своем, особенно если видит, что это делает его счастливым («Если ты этого очень хочешь, то будет так, как тебе удобно»).

ü Подавляет свои негативные эмоции и жертвует желаниями.

Часто в таких случаях сохраняется скрытая обида. Получается, что человек внешне соглашается, а внутренне обижен, что его мнение не учли.

Компромисс. Два человека соглашаются на взаимные уступки, идут на компромисс. Это значит, что в конфликте они частично удовлетворяют свои интересы, а частично интересы другого. В результате взаимных уступок люди находят выход из сложившейся ситуации. Этот способ выражается следующим образом:

ü Выясняется точка зрения собеседника и озвучивается своя собственная («Как я понимаю ты хочешь, чтобы мы пошли на каток, мне было бы интересней пойти в кино»)

ü Предоставление другому возможность остаться при своем мнении, если он пойдет вам навстречу («Давай ты сходишь со мной в кино, а в другой пойдем на каток, я кататься не люблю, но посмотрю как ты ездишь»)

ü Попытка найти точку зрения, которая находится посредине («Давай, если мы не сможем сразу договорится, то пока посидим дома и посмотрим передачу «Ледниковый период»).

ü Поиск наилучшего сочетания выгод и потерь для всех участников конфликта («Давай ты сходишь с Васей на каток, а мы с Колей пока сходим в кино, а после погуляем все вместе»).

 

Сотрудничество. Следуя данному способу люди не только активно участвуют в разрешении конфликта и активно отстаивают свои интересы, но и пытаются сотрудничать с собеседником. Они стремятся выслушать и понять друг друга с целью выработки совместного решения проблемы, проявляя уважение к личности и точке зрения своего собеседника.  Этот способ выражается следующим образом:

ü Стремление определить то, в чем состоят ВСЕ затронутые интересы и спорные вопросы («Ты не любишь ходить в кино вообще или просто сейчас тебе интереснее пойти на каток?»)

ü Признание уважения к позиции другого человека («Я понимаю почему тебе интереснее пойти на каток – там много людей и можно повеселится»)

ü Выявление общего в точках зрения («Мы с тобой любим разные развлечения, но самое главное, что мы хотели бы проводить время вместе»)

ü Попытка разрешить конфликт с учетом ВСЕХ интересов другого человека и ваших собственных. Добиться ОБЩЕГО успеха. (Давай мы сегодня сходим на новый фильм, сегодня же премьера. А на каток сходим в выходной день – тогда будет больше народу и будет веселее»).

 

Вы здесь: Главная Акции Я и закон Беседа «ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ» (ЦИВИЛИЗОВАННОЕ РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ)

Контакты

Телефон:

+7 351 214 30 10 (многоканальный)

E-mail:

  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (официальный)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (хозяйственные службы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (конкурсы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (закупки)

Адрес:

г. Челябинск, ул. Пушкина, д.48

Подробнее

Телефон доверия

Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, если Вам нужна помощь и психологическая поддержка, если вам просто не с кем поговорить, для Вас на базе ГУЗ «Областной клинической специализированной психоневрологической больницы №1» работает телефон Доверия 269-77-77.
В будние дни (понедельник-пятница) с 17:00 вечера до 09:00 утра. В выходные дни (суббота-воскресенье) и праздничные дни — круглосуточно.
Гарантируется уважение прав каждого абонента, качество помощи, доступность, бесплатность, анонимность и доверительность (конфиденциальность).
Поможем друг другу все выдержать и выстоять!

Яндекс.Метрика