Беседа «ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ» (ЦИВИЛИЗОВАННОЕ РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ)
- Информация о материале
- Создано: 02 ноября 2015
- Просмотров: 2197
Цель: расширить представления о безконфликтном, цивилизованном поведении
Задачи: дать обучащимся информацию:
ü что такое конфликт
ü какие конфликты бывают
ü как по разному люди эмоционально реагируют на конфликты
ü какие способы разрешения конфликтов бывают
провести ролевую игру с демонстрацией различных способов разрешения конфликта и обсудить наиболее эффективные способы.
Формы работы:
ü презентация информационных блоков
ü ролевая игра
ü обсуждение
Время: 45 минут
Знакомство участников с темой встречи.
- Что такое конфликт? Попробуйте назвать слова – ассоциации.
Возможные варианты ответов: спор, разногласие, непонимание, ссора, драка и т.д.
Чаще всего мы оцениваем конфликт как отрицательное явление. Конфликт происходит от латинского слова conflictus, что означает столкновение.
Конфликт – это столкновение сторон.
- Какие конфликты бывают (Приложение 1). Сторонами могут быть люди или группы с разными мнениями, разными желаниями, разными целями и т.д. Но сторонами могут быть и разные стороны нашего внутреннего мира. Такой конфликт называют внутриличностным.
- В зависимости от нашего характера и темперамента мы можем реагировать на конфликт (приложение 2). Как вы думаете какие качества людей приводят к такой реакции, как показано на рисунке?
- Для разрешения конфликта мы можем выбрать несколько путей (Приложение 3).
Ролевая игра: Давайте попробуем разыграть разные варианты развития ситуации:
Ира и Даша (Леша и Володя) встречаются в коридоре. Ира говорит:
- Даша, ты сидишь с Верой, но с ней теперь хочу сидеть я. Давай –ка ты пересядь куда-нибудь.
Даша, которая хочет продолжить дружбу с Верой отвечает:…..
В процессе игры желающие ребята выходят и получают от ведущего карточку, на которой написано:
Уклонение
Соперничество
Приспособление
Компромисс
Сотрудничество
Варианты сотрудничества и компромисса могут обыгрываться несколько раз разными ребятами.
После каждого раунда ведущий спрашивает у «Иры» и «Даши», что при таком поведении они чувствует. Можно также подключить всех остальных к обсуждению. Особенно в случае обыгрывания компромисса и сотрудничества.
- В заключении ребятам раздается Приложение 4, где описаны шаги реагирования в конфликте.
Домашнее задание (варианты):
– в течении недели попробовать в конфликтной или спорной ситуации использовать эти шаги и придти к сотрудничеству. Затем написать небольшой рассказ о том, как это получилось. Наиболее Успешные Решатели конфликтов будут объявлены торжественно как Главные Специалисты по спорным ситуациям в классе.
Для выбора можно выбрать несколько наиболее удачных вариантов сочинений и попросить всех проголосовать за того, кто лучше всего повел себя в конфликтной ситуации. По результатам голосования торжественно объявить победителей.
- выбрать либо из окружающих реальных людей либо из героев фильмов, литературы и т.д. тех, кто хорошо умеет сотрудничать или идти на компромисс и написать о нем рассказ. Написать так. как будто ты хочешь представить его к премии России как главного Разрешите конфликтов. Обязательно необходимо описать КАК именно Он (Она) решает конфликты. Выбор может происходить путем создания 3 групп, каждая из которых из нескольких сочинений выбирает 1 и презентуют его в классе. Затем из трех лучших путем голосования выбирается лучшее и этот герой объявляется Примером года.
Критерии оценки результатов:
ü % участия класса на классном часе
ü Инициатива в участии в ролевой игре
ü Количество высказанных мнений в процессе обсуждения
ü Выполнение домашнего задания
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Приложение 1. Виды конфликтов
Приложение 2. Как разные люди реагируют на конфликт
Приложение 3. Разные стратегии поведения в конфликте
Соперничество (давление). Человек, использующий давление стремится удовлетворить только свои интересы часто в ущерб интересам других людей. Он вынуждает другую сторону решать его проблемы. Этот способ выражается следующим образом:
ü Человек настойчиво, во чтобы то ни стало пытается добиться своего. («Мне все равно, что ты говоришь, будет так как мне нужно»)
ü Человек стремится доказать свою правоту и неправоту другого, не слушая его доводов или сразу отрицая их («Ты не прав, потому что я сказал…»)
ü Человек избегает неприятностей для себя, пусть даже пострадает другой. («То что ты предлагаешь мне не нужно, это твои проблемы, мне нужно чтобы было так..»)
ü Старается перекричать, перехитрить другого, применить насилие.
ü Пытается найти союзников, чтобы «задавить» позицию другого человека («Все со мной согласны, спроси у кого хочешь..»)
Уклонение (уход). Способ характерен для тех, кто предпочитает снять с себя ответственность за решение проблемы. Этот способ сводится к уклонению от разрешения конфликта вместо того, чтобы отстаивать свои права. Этот способ выражается следующим образом:
ü Человек предоставляет другим взять на себя ответственность за ситуацию («Пусть решает мой друг, как он решит, так и будет»)
ü Отказывается обсуждать проблему («Я об этом говорить не буду»)
ü Иногда высказывает равнодушие относительно результата («Мне все равно, делайте что хотите»)
ü Молчит, игнорирует собеседника.
Уступка (приспособление). Один из конфликтующих действует в интересах другого, даже если ему не нравится его позиция, уступает ему и отказывается отстаивать свои права и жертвует своими интересами. Этот способ выражается следующим образом:
ü Опасается задеть чувства другого («Не расстраивайся, будет как ты хочешь»)
ü Старается успокоить другого и сохранить отношения («Ты не кричи, мне важнее, чтобы мы остались друзьями»).
ü Предоставляет другому настоять на своем, особенно если видит, что это делает его счастливым («Если ты этого очень хочешь, то будет так, как тебе удобно»).
ü Подавляет свои негативные эмоции и жертвует желаниями.
Часто в таких случаях сохраняется скрытая обида. Получается, что человек внешне соглашается, а внутренне обижен, что его мнение не учли.
Компромисс. Два человека соглашаются на взаимные уступки, идут на компромисс. Это значит, что в конфликте они частично удовлетворяют свои интересы, а частично интересы другого. В результате взаимных уступок люди находят выход из сложившейся ситуации. Этот способ выражается следующим образом:
ü Выясняется точка зрения собеседника и озвучивается своя собственная («Как я понимаю ты хочешь, чтобы мы пошли на каток, мне было бы интересней пойти в кино»)
ü Предоставление другому возможность остаться при своем мнении, если он пойдет вам навстречу («Давай ты сходишь со мной в кино, а в другой пойдем на каток, я кататься не люблю, но посмотрю как ты ездишь»)
ü Попытка найти точку зрения, которая находится посредине («Давай, если мы не сможем сразу договорится, то пока посидим дома и посмотрим передачу «Ледниковый период»).
ü Поиск наилучшего сочетания выгод и потерь для всех участников конфликта («Давай ты сходишь с Васей на каток, а мы с Колей пока сходим в кино, а после погуляем все вместе»).
Сотрудничество. Следуя данному способу люди не только активно участвуют в разрешении конфликта и активно отстаивают свои интересы, но и пытаются сотрудничать с собеседником. Они стремятся выслушать и понять друг друга с целью выработки совместного решения проблемы, проявляя уважение к личности и точке зрения своего собеседника. Этот способ выражается следующим образом:
ü Стремление определить то, в чем состоят ВСЕ затронутые интересы и спорные вопросы («Ты не любишь ходить в кино вообще или просто сейчас тебе интереснее пойти на каток?»)
ü Признание уважения к позиции другого человека («Я понимаю почему тебе интереснее пойти на каток – там много людей и можно повеселится»)
ü Выявление общего в точках зрения («Мы с тобой любим разные развлечения, но самое главное, что мы хотели бы проводить время вместе»)
ü Попытка разрешить конфликт с учетом ВСЕХ интересов другого человека и ваших собственных. Добиться ОБЩЕГО успеха. (Давай мы сегодня сходим на новый фильм, сегодня же премьера. А на каток сходим в выходной день – тогда будет больше народу и будет веселее»).