Возможности лэндтерапии в работе с "трудными детьми"
Говенко Ю.С.
Научный руководитель: Г.М.Каченя, канд.пед.наук, доцент
Актуальность этой проблемы в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества. Если раньше под категорию «трудных» в основном попадали лица подросткового возраста, то теперь под эту характеристику попадают дети с 8-11 лет. Снижение возрастного порога детей, попадающих в данную категорию указывает на актуальность данной темы в наши дни.
Применении в работе с «трудными детьми» и людьми проживающих стрессовые ситуации обычных методик, не дает эффективных результатов. В данном случае нужен особый подход, здесь поможет арт-терапия. Привычная окружающая среда может быть по-новому воспринята человеком, стать источником открытий и ярких впечатлений. Взрослый человек может хотя бы на время увидеть мир глазами ребенка, шамана, поэта или художника, открыть мифологические, сказочные значения реальности. Прогулки на открытом воздухе развивают в человеке дух героизма и приключений, дух креативности, пробуждают их к созданию историй. Работая с найденными объектами, ведя с ними творческий диалог, можно исследовать темы ущерба и его возмещения, травмы и ее преодоления. Найденные предметы могут обретать новую жизнь, превращаться благодаря творческому акту в нечто новое. Разные формы взаимодействия с найденными предметами являются тем, что всегда делали художники, давая новую жизнь материалам, объектам и образам.
Ведущий российский специалист в области арт-терапии Копытин А.И. рассуждал: « Когда ландшафт - деревья, заросли трав, солнце и дождь, радуга, листопад и снегопад начинают восприниматься по-своему, когда участники выясняют, уточняют своё индивидуальное отношение к природе, с помощью фотоаппарата, красок, записи в книжку, музыки и танца, тогда появляется творческое целебное вдохновение в общении с природой, наполняющее нашу жизнь смыслом». [Техники и формы ландшафтной арт-терапии, с.12]
Лэндтерапия предлагает множество форм и методов работе с «трудными детьми». Это и прогулки на свежем воздухе, игры с поиском различных предметов и их использованием для создания арт-объектов, хореография, изобразительная деятельность на природных объектах. Локацией для проведения занятий может стать лес, пляж, парк, аллея, пустырь, сад, озерно и многие другие объекты. Материалом для работы могут послужить песок, вода, трава, щебенка, древесина, шишки, листья, ветки и множество других предметов, которые будут находиться в локации
Наиболее интересным является метод Яноса Мартона «Живой музей». Данный метод можно применять на территории любых образовательных учреждений. Он имеет групповую форму, но в тоже время каждый участник проявляет себя индивидуально. Музей может состоять как из одного, так и нескольких помещений. Каждое помещение посвящено наиболее тонким проблемам: «Дом», «семья», «школа», «сад» и др. За музеем следят и ухаживают сами учащиеся что, несомненно, является частью воспитательного процесса. Материалом для творчества являются объекты, которые учащиеся находят во время прогулок (ветки, шишки, листья, палки, камушки и др.) В момент самого творчества главное, чтобы педагог не «влезал» в процесс, а только контролировал его. Ребенок должен сам творить так, как он чувствует: потому что продукт творческой деятельности может многое сказать о характере человека, его предпочтениях и состоянии. Ведь наши творения — это символы, идущие из глубин подсознания, и поэтому важную роль играет бессознательное в творческом процессе.
С помощью найденных предметов в ходе прогулок ребенок занимается производством изобразительных объектов. Они могут располагаться в пространстве музея или на поверхности. В ходе творческой деятельности учитывается социальная мотивация, проявление похвалы за успешно выполненную работу может поднять самоуверенность ребенка. Данный метод формирует творческую общину, возможность творческого самораскрытия личности детей и их социальной интеграции.
Еще одним методом лэндтерапии является « Терапия песком». Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Эффективность данной методики заключается в том, что происходит создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.[5, с.123]
Еще одним методом является «ландшафтный театр», он включает в себя бимодальные и полимодальные техники, связанные с сочетанием визуально-пластической экспрессии (включая работу с пространством и объектами) с голосовой и инструментальной импровизацией, движением и танцем, ролевой игрой, исполнением перформансов и ритуалов.[4, с.19] В данном методе важную роль играют 4 фактора такие как: Пространство — как много места я позволяю себе занять в жизни, в присутствии других людей? Насколько я чувствую «свое» пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие — нет? Время — какой ритм более органичен для меня? При каком ритме — быстром или медленном — я чувствую себя более уверенным, более осознающим, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие ритмов? и т. д. Вес (Сила) — насколько я чувствую свой вес? А — следовательно — опору, поддержку, связь с землей? Могу ли я доверить свой вес, свое тело в его взаимодействии с гравитацией другим людям? Течение — насколько направлены движения? Насколько я могу «держать» цель, определенный ритм или стиль движения? Как часто и какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в моем теле?[4, с.103]. Метод «ландшафтного театра» способствуют развитию фантазии и способности к импровизации. Помогает раскрыть характер и индивидуальность ребенка, развивает такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.
Творческий процесс способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознании и переживании отрицательных эмоций. Это особенно важно для людей, не имеющих возможности выговориться, выразить свои переживания в творчестве им легче, чем о них рассказать. Поэтому арт- терапия - это уникальное направление, которое образует синтез различных творческих комплексов с окружающий средой. Арт- терапия дает возможность выявлять проблемы в ребенке вне кабинета и посредством проявления его творческих способностей, проанализировать ту или иную ситуацию в игровой форме на открытом воздухе, при этом не спрашивая человека напрямую о его переживаниях и проблемах. Арт- терапия помогает сплотить коллектив или группу (так как имеет и групповые задания), сблизить отношения между педагогом и учеником, а также проявлять заботу к окружающей среде.
Список источников.
- Ильина, А.В. Самопознание [Электронный ресурс] / А. В. Ильина, Анализ изобразительной деятельности – Режим доступа: http://samopoznanie.ru/articles/chto_znachat_nashi_risunki/ – Загл. с экрана. – Дата обращения 12.2016
- Козлов, В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В.В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко – М.: Просвящение, — 345с.
- Копытин, А. И. Арт-терапия психических расстройств / А. И. Копытин, – СПб.: Речь, 2010. – 368с.
- Копытин, А. И. Техники и формы ландшафтной арт-терапии / А. И. Копытин, Корт Беверли. – М.: Когито Центр, 2013. – 21с.
- Штейнхард, Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л. Штейнхард, - СПб.: Питер, 2001. – 307с.