Новости
- Просмотров: 1066
9 мая в городе Казань состоялся международный Фестиваль – конкурс Детского и Юношеского Творчества «Слияние культур», в рамках проекта «Салют талантов».
Мы поздравляем Образцовый детский коллектив "Школа художественного слова" с отличными результатами!
Спектакль "Веселый Роджер", режиссер – Сергей Александрович Лобанов стал лауреатом 3 степени. Отдельно были отмечены - Александр Полеев и Антон Захаров, они стали лауреатами 2 степени за сольное исполнение.
Яна Романовская, Таня Тимофеева, Вера Примак, Женя Смолина, Дима Полев, дуэт Никита Шадрин и Борис Васильев - лауреаты 3 степени, режиссер – Наталья Николаевна Зуйкова.
- Просмотров: 992
В соответствии с планом воспитательной работы МАУДО «Центра «Креатив» на 2016-2017 учебный год, в целях создания условий для развития творческой активности детей, в рамках взаимодействия с родительской общественностью, а также привлечения детей для занятий в творческих объединениях МАУДО «Центр «Креатив», 12 мая 2017г. на сцене Мед. академии прошёл фестиваль творческих коллективов МАУДО «Центр «Креатив» (отчётный концерт) «В некотором царстве хлебобулочном государстве».
Сюжет концерта в этом году – сказка: весёлые Скоморохи рассказывали её вместе со зрителями. Эта форма работы уже не первый год приносит положительные эмоции и зрителям и артистам. В концерте приняли участие коллективы: «Забава» руководитель Корниенко Л.С., «Сюрприз» руководитель Угрюмова С.В., «Радуга голосов» руководитель Мурсатова Н.Л., ШХС руководитель Зуйкова Н.Н., «Дежа вю» руководитель Пушкина О.В., «Фиеста» руководитель Гвоздева Л.Н., «Музыкальный туесок» руководитель Алексеева А.Н., «Мир танца» руководитель Плетнёва О.Н., «PRIDE» руководитель Суздалев А.О. Все творческие номера были встречены аплодисментами многочисленных зрителей.
- Просмотров: 1585
Евлюхинцева Елена Валерьевна,
педагог-психолог
Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное учреждение, учебное заведение, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Для многих, особенно молодых людей, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Однако длительное нахождение ребенка в интернет-пространстве, «зависание» в нем может стать настоящей проблемой, для решения которой родителям, может потребоваться помощь специалистов.
В настоящее время в сети, как и в реальном мире, появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Размещается большое количество материалов агрессивного и социально опасного содержания. Взрослым нужно помнить о существовании подобных угроз и уделять повышенное внимание вопросу обеспечения безопасности нахождения детей в Интернете.
Ребенок проходит в своем психологическом развитии определенные возрастные периоды, которые достаточно сильно отличаются друг от друга. Родителям важно понимать особенности формирования характера и интересы своих детей в том или ином возрасте, для того чтобы правильно расставлять акценты внимания при своих беседах с сыном или дочерью о правилах безопасности в Интернете.
С целью максимальной защиты своего ребенка от опасностей виртуального мира взрослым важно придерживаться следующих правил.
Правила психологической безопасности
- Четко регламентировать время игры в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Для младших школьников — не более 30 минут в день. Для этого самим родителям следует отслеживать время игры ребенка с последующим формированием у него внутренней осознанной позиции: можно включать таймер, контролирующий допустимое время игры.
- Помогать ребенку в поиске других интересов и увлечений — находить интересные секции, кружки. Они есть практически во всех школах или учреждениях дополнительного образования.
- Показать ребенку интересный мир за пределами компьютера.
- Научить его использовать компьютер и Интернет как способ познания мира, освоения новых возможностей. Показать, что в Интернете можно не только играть, но и создавать видеоролики, общаться по интересам и др.
- Помогать ребенку быть успешным в реальном мире: учебе, общении. В этом случае ребенок не будет рассматривать Интернет как единственное место, где можно найти друзей, почувствовать себя уверенным и защищенным.
- Демонстрировать конструктивные способы разрешения жизненных проблем и трудностей.
- Постараться создать гармоничные детско-родительские отношения, а также комфортную атмосферу в семье.
- Научить ребенка определять цели и достигать их: если есть стремление к реализации задач, то развлечения не становятся единственным занятием ребенка.
Интернет является прекрасным источником поиска новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Вто же время, Сеть таит в себе много опасностей. Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас.
Правила информационно-правовой безопасности
- Объясните детям и установите четкие правила – какие сайты они не должны посещать.
- Помогите детям выбрать правильное регистрационное имя и пароль, если это необходимо для общения детей посредством программ мгновенного обмена сообщениями или сетевых игр. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации.
- Объясните вашим детям необходимость защиты их конфиденциальности в сети Интернет. Настаивайте на том, чтобы они никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки. Объясните детям, что люди в Интернете не всегда являются теми, за кого они себя выдают. Не позволяйте детям встречаться лично с их «знакомыми» по Интернету без вашего наблюдения.
- Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в сети Интернет.
- Расскажите детям об интернет-угрозах. В настоящее время для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый спектр методов. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня являются простым способом распространения вирусов.
- Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире.
- Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование и использование чужой работы – текста, музыки, компьютерных игр и других программ – является кражей.
- Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и с какой целью. Однако открытое, честное общение всегда предпочтительнее вторжения в личную жизнь.
- Поощряйте детей делиться с вами их опытом нахождения в Интернет-пространстве. Посещайте Сеть вместе с детьми.
Для защиты детей от опасностей в Интернете необходима активная позиция родителей, которым необходимо принять меры, для защиты детей при помощи программных средств. Многие интернет браузеры предоставляют возможность родителям выбрать сайты, которые можно посещать ребенку, а также блокировать доступ к неподходящим материалам. Но необходимо помнить, что никакие технологические ухищрения не могут заменить простое родительское внимание к тому, чем занимаются дети за компьютером.
Рекомендации по обеспечению безопасности для детей разных возрастов
Как показали исследования, наиболее растущим сегментом пользователей Интернета являются дошкольники.
В этом возрасте взрослые будут играть определяющую роль в обучении детей безопасному использованию Интернета.
Ребенок в возрасте 5-7 лет
Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями.
Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и работе с мышью, все же они сильно зависят от взрослых при поиске детских сайтов. Как им помочь делать это безопасно?
- в дошкольном возрасте желательно работать в Интернете только в присутствии родителей;
- обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернете – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира;
- добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети;
- используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному родительскому контролю;
- научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернете информацию о себе и своей семье;
- приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом.
Возраст от 7 до 9 лет
Для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернете, ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей.
Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по сети Интернет. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.
- создайте список домашних правил посещения пространства Интернета при участии детей и требуйте его выполнения;
- требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;
- покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
- приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список с помощью средств Родительского контроля.
- компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
- создайте семейный электронный ящик чтобы отпала необходимость детям иметь собственные адреса;
- приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей;
- научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия;
- не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в сети Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;
- не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в пространстве Интернета дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»;
- приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с использованием сети Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Ребенок в возрасте 9-13 лет
В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в сети Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств родительского контроля.
Советы по безопасности в этом возрасте:
- создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения;
- требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;
- покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
- компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
- не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в сети Интернет;
- настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету;
- приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в сети Интернет;
- приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
- создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере;
- приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с использованием сети Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях;
- расскажите детям о порнографии в сети Интернет;
- настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами;
- объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
Подростки в возрасте 13-18 лет
В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как про Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в сети Интернет.
Советы по безопасности в этом возрасте:
- создайте список домашних правил посещения сети Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения.
- не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в сети Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;
- необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте чтобы дети не общались в приватном режиме;
- настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет;
- приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в сети Интернет;
- приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
- приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях;
- расскажите детям о порнографии в сети Интернет;
- помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в сеть Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры;
- приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;
- объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям;
- обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно букве закона.
В заключение необходимо отметить, что родителям важно четко понимать, что использование только средств воспитательной работы без организации действенного контроля – это практически бесполезное занятие. Точно так же как и использование репрессивных средств контроля без организации воспитательной работы. Только в единстве данных средств вы сможете помочь вашим детям чувствовать себя в безопасности и оградить их от влияния злоумышленников.
Компания Microsoft в рамках глобальных инициатив Microsoft «Безопасность детей в Интернете» и «Партнерство в образовании» предлагает интерактивный курс по интернет-безопасности «Онляндия». Режим доступа http://www.onlandia.by
На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете.
При подготовке статьи использовались материалы сайтов:
- Безопасность детей в интернете [http://www.internet-kontrol.ru/stati/bezopasnost-detey-v-internete.html].
- Безопасность детей в Интернете [http://www.onlandia.by/html/etusivu.htm].
- Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет [http://www.oszone.net/6213/].
- Обучение детей основам безопасности при работе с интернетом [http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/childsafety-internet.aspx].
- Ребенок и интернет [http://5psy.ru/roditeli-i-deti/rebenok-i-internet.html].
- Просмотров: 5240
В России к числу важнейших национальных интересов в информационной сфере отнесено соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения и пользования информацией, обеспечение личной безопасности, духовное и интеллектуальное развитие человека и гражданина. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" обозначены «Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства: «создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах»[1].
Информационно-психологической безопасность детей – это состояние защищенности детей, в котором минимизирован риск причинения информационно-психологического вреда здоровью детей, их духовному, нравственному, физическому и психическому развитию. Информационно- психологическая безопасность является часть общей психологической безопасности образовательной среды. А «цель психологической безопасности — обеспечение здоровья, психического и физического для всех субъектов образовательной среды»[2]. Поэтому информационно-психологическая безопасность тоже служит метацели – обеспечению здоровья подростающего поколения.
На современном этапе развития общества компьютер стал для школьника и «товарищем » и «подмогой» и «наставником». Однако для психически неустойчивых школьников Интернет представляет угрозу, отрицательно влияющей на физическое, моральное, духовное здоровье детей. Поэтому необходимо все усилия направить на просвещение, обучение школьников и их родителей безопасному и ответственному поведению в Интернете, умению пользоваться информацией и защищаться от кибербуллинга (от жестокого обращение с детьми в виртуальной среде) и буллинга (доведения до самоубийства путем психологического насилия) и т.д.
Современная система среднего образования ориентирована на обучение школьников общеучебным и общекультурным навыкам обращения с информацией, способам и средствам её обработки. Знания, приобретенные учащимися при использовании средств телекоммуникаций, творческое самовыражение, критическое мышление, правильно организованный информационный процесс, информационная безопасность, - приводят к созданию информационной культуры.
Дети постоянно нуждаются в информационной связи с социальной средой, в постоянном пополнении и обновлении информации об окружающем мире – это важнейшее условие нормальной жизнедеятельности ребенка.
Обучение информационной безопасности в школе является необходимостью для защиты ребенка от потока информации или его отсутствия, от количества, объема, содержания и структуры поступающей информации.
Роль Интернета в современном образовании
Наиболее простой способ обезопасить себя от негативного влияния компьютерных сетей – отказаться от интернета вообще - в настоящее время уже невозможен! Интернет прочно вошел в современную образовательную систему многих стран. И если Россия не хочет плестись в хвосте мирового сообщества, она должна использовать сетевые формы обучения. Отметим следующие функции интернета для современной образовательной среды.
Интернет или глобальная сеть - на сегодняшний день для многих школьников является основным источником информации. Гуманизация образования также требует обеспечения обучающихся доступной информацией по всех возможным для них актуальным вопросам [3]. А именно с помощью Интернета у школьника есть возможность оперативно получить необходимую информацию, документы, которые сложно найти где-либо ещё, различные видео- и фотоматериалы и т.п.
На школьных сайтах может быть официально представлена информация о школе, что удобно для работающих родителей. Школьники могут посмотреть расписание уроков, домашнее задание, общаться с учителем и с одноклассниками. Классный руководитель вместе с учениками может планировать различные мероприятия, общаться с родителями.
Используя Интернет можно:
- получить доступ к различным электронным библиотекам, справочникам (географическим, специальным, адресным и т.п.), словарям;
- передавать и принимать сообщения, документы, тексты, аудио-, фото- и видеоматериалы, быть в курсе последних новостей;
- изучать дистанционно иностранные языки, информатику и другие предметы;
- участвовать в обучающих викторинах, олимпиадах, конкурсах, телеконференциях, научных объединениях;
- создавать собственные сайты;
- использовать электронную почту;
- загружать на компьютер нужную информацию, обучающие программы и т.п.
Информационно образовательная среда Интернета мотивирует к расширению и углублению знаний ученика, к самостоятельной и творческой работе при решении учебных задач. Важно, чтобы школьник чувствовал себя гражданином мира, мог общаться со сверстниками из других городов и стран, с интересными людьми.
Компьютерные и интернет-технологии дистанционного образования меняют учебный процесс, требуют постоянной работы учителей с интернет- ресурсами и активного участия ученика как исследователя.
Однако интернет таит в себе много угроз, с которыми дети могут столкнуться, находясь в «бескрайнем» киберпространстве, поэтому учителям и родителям нужно контролировать информацию, доступ к которой получает школьник.
Психологические интернет-угрозы для школьников
Однако не смотря на громадную роль интернета в реализации учебного потенциала школьника, нельзя не отметить и ряд негативных моментов, так называемых, интернет- угроз.
Информацию, необходимую для жизни, школьник получает не только из своего опыта общения со сверстниками, родственниками, но из средств массовой информации (книг, радио, телевидения, интернета и т.д.). Как правило, преобладает информация, полученная из СМИ, а не из личного опыта.
Нестабильность развития современного общества, политические и культурные кризисы, сообщения СМИ об ограблениях, убийствах, изнасилованиях, криминальные разборки оказывают негативное влияние на детскую аудиторию. Телевидение уже не воспитывает детей, не формирует моральное и эстетическое сознание.
Школьник, испытывающий дефицит общения в реальной жизни, неосознанно переносит опыт общения в сети Интернет на общение в повседневной жизни. Имея минимум жизненного опыта, дети не видят угроз, которые есть в глобальной интернет-сети. Не все родители могут помочь своим детям, многие плохо разбираются в компьютерных играх, интернет-сайтах, не предназначенных для школьников [9].
Основные угрозы образовательной среде в интернете:
- криминал, дезинформация, компьютерные преступления, спам;
- несанкционированный доступ, хищение информации, перлюстрация;
- кражи, шантаж, запугивание, манипуляция людьми и т. д.
Педагогов беспокоит массовое увлечение школьников сотовыми телефонами, планшетами. В школах выход в интернет доступен с сотового телефона, наблюдается увлечение школьниками порно сайтами.
Газета «НИ» описывает инцидент, который произошел в Ульяновской области. При проверке работниками прокуратуры кабинетов информатики было обнаружено, что во многих учебных заведениях на компьютерах нет сетевых фильтров, и школьники прямо на уроках, подключившись к интернету, смотрели порно-сайты. Сетевые фильтры, специально закупленные для компьютеров, не были установлены и ученики имели доступ к нежелательным интернет-ресурсам. Учителя даже не подозревали, чем их ученики на уроках информатики занимаются. Сотрудники областной прокуратуры разрушили наивные представления преподавателей, проведя проверку в местных школах[8].
Виртуальный контакт в Интернете не дает истинного представления с кем общается школьник. Отсутствие межличностного контакта тормозит развитие устной речи, жестов, мимики, пантомимики подростка.
Из-за большого круга общения подростку не удается полноценно вести коммуникативный диалог: возникают «контакты», но не прибавляется друзей. Это приводит к замкнутости и десоциализации.
При длительном нахождении за компьютером ухудшается иммунная система, работа артерий, осанка, суставы рук.
Школьник может стать жертвой различного вида мошенничества:
- фишинг (несанкционированный доступ к паролям и логинам);
- фарминг (пользователя перенаправляют на ложный IP- адрес);
- смс-мошенничество (предложения отправить сообщение на короткий номер, согласие на рассылку приводит к уменьшению средств на телефонном счету без уведомления хозяина);
- кардинг (взламывают серверы интернет магазинов, расчетные и платежные системы, персональные компьютеры и с непосредственно, или с помощью «трояны» и т.п. происходит похищение реквизитов платежных карт) и т.д.
В социальных сетях много вредоносных ссылок и непроверенных приложений, поэтому школьник может стать жертвой кибербуллинга (подростковый виртуальный террор).
Невозможность контролировать всю информацию в Интернете, предугадать какие ребенок будет смотреть сайты, что ему посоветуют изготовить (наркотики, взрывчатку), вынуждает применять предупредительные меры:
- обучать школьников основам безопасности при работе в Интернете;
- ограничить время пользования интернетом;
- установить программы, которые ограничивают выбор тем.
- установить на компьютер «антивирус».
Школьники должны знать про вредоносные программы, такие как программы-вирусы «троянский конь», черви и т.п. Эти программы созданы для сбора и уничтожения личной информации и распространяются без ведома хозяина компьютера на компьютеры знакомых, родственников, всех, кто находится в базе электронной почты, по всей интернет-сети. Сначала компьютер начинает медленнее работать, потом неожиданно перезагружаться, потом пропадают файлы.
Увлечение Интернетом, социальными сетями, может привести к постоянному желанию иметь доступ к глобальной сети – интернет-зависимости, которая негативно сказывается на жизни детей, заменяя реальную жизнь виртуальной.
Длительное нахождение в социальные сети вызывает интернет-зависимость, привыкание у подростков. Возникает постоянное, болезненное желание быть в Сети, которое вытесняет другие сферы жизни.
Отсутствия доступа к Интернету и длительное нахождение в сети вызывают депрессию у подростков. Глядя на красивую жизнь знакомых и друзей, подростки сравнивают себя с ними и видят, что у знакомых всё лучше: фотографии, часы, фигура, и вообще жизнь ярче и насыщеннее, чем у них.
Активное участие в онлайн-играх, азарт, приводит к зависимости от игр и виртуального мира, к психическому расстройству, и как следствие – к депрессии и физическому истощению, и даже к совершению преступления.
Заболевание Киберхондрия [12] возникает в результате чтения о болезнях, подробное описание которых в изобилии находится в Интернете. Здоровый школьник, имея простую простуду, может найти у себя серьезное заболевание и не одно. Убедив себя в этом, он действительно может заболеть.
Ученые из Колумбийского университета опубликовали результаты исследования "Эффект Google". Оказывается, слишком частое обращение к гаджетам оказывает влияния на процессы запоминания информации.
«Человеку сложнее запомнить информацию, если он знает, где ее можно найти, если понадобится, - говорит психолог Бэтси Спэрроу. Этот тип запоминания называется транзактивная память. Мы не помним саму информацию, но помним, где ее взять» [13].
Психологические факторы, обеспечения информационно-психологической безопасности школьников.
Основная цель психолого-педагогического обеспечения в современной школе защитить формирующуюся личность школьника от вредоносного информационного влияния, сохранив все положительные функции интернета.
Следует отметить, что проблема информационной безопасности общества имеет больший возраст, нежели сеть интернет. Об информационно-психологической безопасности общества ученые заговорили в начале 20 века, речь шла об угрозах со стороны печатных средств массовой информации (газет, журналов), позднее заговорили о безопасности по отношению к информации, поступающей по телевизору [6]. Именно по этому психологии уже разработала мощный инструментарий, позволяющий и оценивать опасность информации, поступающей по тому или иного каналу, и защищаться от нее. Очень много работ было выполнено по психологии пропаганды и по психологии рекламы. Соответственно были разработаны как приемы эффективного рекламного воздействия, так и методы защиты от нежелательной рекламной информации.
Главнейшим фактором информационно - психологической безопасности человека было признано адекватное информирование его о реальном положении дел. Наличие доступной информации о социальных явлениях, о ценах, товарах, услугах, ведет к тому, что человек оказывается информированных, а значит защищенным от вредоносного воздействия рекламы и пропаганды.
Это верный подход, который можно применять и к оценки безопасности информации, поступающей из интернета.
Однако существуют пределы возможностей когнитивной переработки человеком поступающей информации. Чем больше поступает информации, тем труднее в ней разобраться, и тем более отделить информацию, свидетельствующую о реальном положении дел, от манипулятивной.
Поэтому, особенно по отношению к школьникам, важнейшим факторов информационно-психологической безопасности мы считаем развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления. Во-первых, когнитивное развитие школьников является одной из задач современной психологической службы в школе. Во-вторых, развивать способности возможно силами педагогов и психологов, то есть, это посильная задача, которую можно реализовать в современной школе.
Мы предположили, что развитие когнитивных способностей обеспечивает лучшую информационно-психологическую безопасность школьника в информационно пространстве.
Для начала мы проанализировать общую взаимосвязь обеспечения безопасности человека с развитием его когнитивных способностей по материалам литературы. Наиболее известными являются исследования, показывающие взаимосвязь интеллектуальных способностей с продолжительностью жизни. Ученые показали, что существует взаимосвязь между показателями образования, интеллекта и продолжительностью жизни[4].
«Каждый год дополнительного обучения увеличивает на полтора года продолжительность жизни по достижении 35 лет». «Смертность среди людей со средним образованием на 54% выше, чем среди людей с высшим». «По достижении возраста 25 лет, у людей, имеющих законченное высшее образование, продолжительность жизни на семь лет выше, чем у имеющих среднее образование»)[5]. Но самым интересным является тот факт, что причиной увеличения продолжительности жизни является то, что когнитивные способности обеспечивают человека лучшую безопасность. По мнению экономистов А. Льерас-Муней и Д. Катлера, связь продолжительности жизни с образованием вызвана побочными факторами: люди с высшим образованием меньше курят, употребляют спиртное, реже начинают принимать наркотики, следят за своим здоровьем, посещают врачей, заботятся о своем весе, занимаются в тренажерных залах и т.п.[5].
Когнитивные способности лежат в основе того, насколько человек может обеспечить себе информационно - психологическую безопасность в широком смысле этого слова. Поскольку, как отмечают современные исследователи, «основным объектом обеспечения информационно-психологической безопасности в сфере индивидуального сознания является способность человека адекватно воспринимать окружающую действительность, свое место во внешнем мире, формировать в соответствии со своим жизненным опытом определенные убеждения и принимать решения в соответствии с ними»[7].
Анализ рекомендаций с позиций по информационно- психологической безопасности с позиций когнитивного подхода
Анализ рекомендаций родителям.
Полностью защитить детей от негативной информации невозможно, и технически в том числе. Но можно воспитать информационную культуру, неприятие сомнительной, неприличной, агрессивной информации [10].
Мы провели анализ рекомендаций, которые психологи дают родителям, и которые направлены на защиту их детей от угроз из сети Интернет, составленных психологами-педагогами О. В.Селивановой, И. Ю.Ивановой, Е. А.Примаковой, И. В.Кривопаловой [10], с позиций когнитивного подхода.
Авторы считают, что школьники-подростки достаточно хорошо разбираются в глобальной сети, но родителям все равно нужно напоминать детям о безопасности в Интернете, объяснять, как избежать попадание в опасные или неприятные ситуации:
Проанализировав рекомендации, мы разделили их на 2 части: поведенческие и когнитивные. Поведенческие - направлены на регуляции поведения человека в сети интернет. А когнитивные - на анализ поступающей информации, развитие восприятия, внимания памяти.
Большая часть рекомендаций для родителей - поведенческие.
Например, это такие рекомендации, как (нумерация рекомендаций наша):
1. Родителям и другим членам семьи надо показывать пример детям, как пользоваться Интернетом. Определить с детьми семейные правила использования Интернета (указать сайты, которые можно просматривать без ограничения, время подключения к Интернету, разъяснить инструкции по безопасному общению в социальных сетях), проявляя настойчивость, но при этом показывать позитивное, созидательное отношение к компьютеру, к Интернету;
2. Установите компьютеры в открытом месте, а не в спальне ребенка, тогда легче будет контролировать подключение и действия ребенка в Сети;
3. Используйте функцию «блокировка всплывающих окон» (она встроена в браузер Internet Explorer) для защиты детей от всплывающих окон с оскорбительным содержанием, также функцию « родительский контроль» Windows 7 и «семейной безопасность» Windows Live;
Как мы видим, используются два основных принципа: принцип социального научения, открытый А. Бандурой, основная суть которого: «делай как я», - учить на примере. Это первая из вышеописанных рекомендаций. Так же встречаются другие обучающие рекомендации, как например следующая: «Научите детей правильному поведению в Интернете, этике общения: быть вежливыми, отзывчивыми, не сплетничать, не злословить, не клеветать, никому не угрожать, уважать друг друга, не оскорблять даже неизвестного человека. Деликатно высказывать свое мнение в социальной сети, т.к. оно может в реальной жизни обидеть других людей».
Очень много рекомендаций контролирующего типа, также относящегося к поведенческим. Это и прямые запреты, как предлагаемый ниже теми же авторами:
4. Без разрешения родителей дети не должны загружать в компьютер файлы, бесплатные игры, бесплатную музыку, программы из Интернета, фильмы, чтобы не «подцепить вирус», программы-шпионы и т.п.»;
Также это просто контроль поведения ребенка.
5. Прежде чем дети разместят свои материалы (фото, тексты) в Интернете, желательно их просмотреть и проанализировать, чтобы на фотографиях не было личной информации (изображения семьи, школы, дома и др.), т.е. минимум реальной информации о себе, так как для просмотра этих материалам открыт доступ в Интернете всем, и недоброжелателям в том числе. Злоумышленник способен выследить человека по его номеру телефона или адресу.
В других рекомендациях соединяются когнитивный и поведенческий подходы. Как правило, такие рекомендации предусматривают анализ поступающей из интернета информации и дополнительное сообщение ребенку не хватающих ему фактов:
6. Необходимо обращать внимание на то, что интересует ребенка, какие сайта посещает, что ищет. Попросите детей рассказывать вам всё о тех, с кем они общаются. Будьте деликатны;
- обсуждайте общение детей с их друзьями в социальных сетях, а также что они делают в Интернете сами или со сверстниками;
- интересуйтесь: не было ли у них страха или неудобства от увиденного. Спокойно объясните детям, что их не накажут за то, что они расскажут вам;
Надо похвалить за рассказ и попросить сообщать вам, если состояние страха или неудобства повторяться;
7. поговорите с детьми-подростками о сайтах «для взрослых», о порнографии, покажите им позитивные сайты, посвященные здоровью и сексуальности;
Сюда же мы отнесли чисто информационные рекомендации посвященные развитию у ребенка функции самоконтроля. В каких рекомендациях взрослые готовят детей к самостоятельному существованию в интернете:
8. Расскажите детям, что нельзя отправлять незнакомым людям свой адрес, телефон - это может быть злоумышленник. Под видом подростка представиться может взрослый человек с корыстными, не добрыми намерениями; объясните, что обмениваясь текстами, изображениями, рисунками с веб-сайтов, можно нарушить авторские права;
9. Не надо оставлять в публичном доступе, ни на каких форумах, сайтах сообществ, свой адрес электронной почты - это добыча для спамеров, почта может заполниться рекламой и мусорными письмами;
10. Объясните своим детям-подросткам, что азартные игры в Интернете являются незаконными и могут привести и неприятным последствиям, в частности к игромании (зависимости от игр).
Чисто когнитивных рекомендаций мы насчитали только две, одна из них обращается к категории памяти, другая – мышления:
11. Напомните детям, что опубликованное нельзя «стереть», исправить;
12. Комментарий, фотография, сообщение, опубликованное ребенком в социальной сети остается там навсегда, поэтому нужно задуматься о последствиях своих действий;
Анализ рекомендаций для школьников
Мы также провели анализ рекомендаций для школьников, предложенных в той же работе.
Здесь авторы обращаются к самим школьникам, поэтому эти рекомендации ориентированы более когнитивно, нежели поведенчески. Авторы описывают предосторожности, которые должен соблюдать школьник при работе в Интернете, чтобы защитить себя, своих родителей, семью от возможного ущерба и от опасностей сети Интернет.
Большая часть рекомендаций носят информационный характер, школьника информируют о сети интернет, ее возможных опасностях и о том, как этих опасностей избежать. Мы приведем эти рекомендации, потому что они важны, и школьные психологи и учителя могут использовать их в своей работе с детьми, чтобы обучать их безопасной работе в интернете:
1. В социальных сетях указывай нейтральное имя, не выдающее сведения о тебе, о твоей школе,о местах, которые ты планируешь посетить или часто посещаешь, и т.п.;
- не отправляй смс со своего номера телефона на незнакомый номер в Интернете;
- для защиты от спама и нежелательных сообщений используй фильтр электронной почты;
- если пришло сообщение с незнакомого адреса, не открывай его и не загружай файлы, вложенные в него;
2. В социальных сетях и чатах старайся общаться с теми, кого лично знаешь. Перед добавлением незнакомца в «друзья» посоветуйся с родителями;
- при общении с незнакомыми людьми не включай веб-камеру, помни о сохранении дистанции с незнакомыми людьми;
- помни про «сетевой этикет», если напишешь всё сообщение заглавными буквами, то собеседник подумает, что ты на него кричишь;
3. Будь вежлив с собеседниками в Интернете, не груби. Ни при каких обстоятельствах не пугай, не угрожай, не размещай агрессивный, провокационный материал. Будь дружелюбным;
- не занимайся распространением провокационных, агрессивно-настроенных материалов и сообщений по чьей-либо просьбе, не вступай в секты, незнакомые сообщества;
- в социальных сетях и чатах старайся общаться с теми, кого лично знаешь. Перед добавлением незнакомца в «друзья» посоветуйся с родителями;
- при общении с незнакомыми людьми не включай веб-камеру, помни о сохранении дистанции с незнакомыми людьми;
Многие рекомендация носят социально ориентированный характер. Поскольку одной из жалоб на интернет является то, что он уводит детей из реальности, и в частности из семьи, важна противоположная тенденция: возвращать ребенка в семью. Для этого необходимо, чтобы информация, полученная через интернет, обсуждалась с родителями:
4. Если что-то пугает тебя в работе компьютера, надо сразу его выключить и рассказать родителям или взрослым, которых ты знаешь. Также сообщай взрослым о том, что тебя смущает или вызывает тревогу;
5. Немедленно сообщи родителям и не соглашайся на личную встречу, если кто-то из новых знакомых в Интернете предлагает тебе встретиться, или хочет получить подробную информацию о твоем имени, росте, весе, о семье, спрашивает домашний адрес, задает вопросы с сексуальными намеками - сразу прекрати контакт;
6, Надо быть осторожным, если новый знакомый пытается настроить тебя против твоей семьи и предлагает стать для тебя лучшим другом, посылает подарки, и в то же время критикует твоих родителей, распоряжается твоим временем;
7. Не загружай программы, музыку, файлы не посоветовавшись со взрослыми – они могут быть заражены вирусами и причинят вред компьютеру;
- напомни родителям поставить антивирус на твой компьютер, он заблокирует распространение вирусов.
Чисто когнитивные рекомендация ориентированы на процессы памяти, внимания, мышления.
В следующей рекомендации педагог обращается к процессам памяти:
8. Никому и никогда не сообщать пароль, номера кредитных карт, своё имя, номер телефона, домашний адрес, место учебы и место работы родителей, любимые места отдыха, планы на выходные;
- пароль надо придумать такой, о котором другие люди не догадаются. Пароль – это главный секрет;
- не записывай пароли на листках бумаги в открытом доступе, не отправляй их по электронной почте;
- помни, что всё, что ты разместишь в Интернете нельзя будет потом удалить или исправить.
А в следующей - к процессам мышления ребенка:
9. Помни, что не все говорят правду о себе в Интернете, также не всё правда о чем пишут и что показывают. Не поленись проверить информацию из других источников (можно поискать на других поисковиках или спросить у родителей);
И наконец, часть рекомендаций информационно-юридического плана. Нам кажется, что в реальной работе со школьниками необходимо отличать рекомендации такого рода от чисто психологических:
10. не заходи на сайты «18+» (они не для детей), на неприличные или агрессивные сайты. Если ты случайно попал по ссылке на такой сайт, то надо нажать клавиши “ctrl+alt+delete” и браузер твой закроется;
11. если ты получил «странную информацию» от друзей, то переспроси их, они ли тебе отправили эти файлы. Мошенники иногда действуют под чужим именем;
12. если ты собираешься что-то купить в Интернете, то обратись к родителям, они помогут избежать мошенничества;
13. очень заманчивые предложения в социальной сети о «супервозможностях», бесплатных подарках, больших заработках, получении наследства, неожиданного выигрыша, могут рассылать только мошенники, чтобы заразить компьютер пользователя вирусом, поэтому такие предложения должны игнорироваться;
- не сообщай о себе информацию, чтобы что-то получить бесплатно;
- данные из игр могут передаваться спамерам и в списки для рассылки рекламы;
Подобного рода рекомендации очень важны, однако их нужно отделять от чисто психологических, поскольку они требуют разного подхода при попытке обучить им школьника.
Но в любом случае, мы видим из рекомендаций, что более развитые в когнитивном смысле школьники оказываются лучше защищены от угроз, поступающих из компьютерных сетей. Во-первых, все эти рекомендации нужно до школьника донести. Это легче сделать для школьника, который любит читать, он может и сам их прочитает, в отличие от школьника, который старается избегать печатного текста. Во-вторых, эти рекомендации нужно запомнить, естественно, что школьнику с хорошей памятью, это сделать проще, нежели ребенку с проблемами в запоминании. В третьих, этими рекомендациями нужно пользоваться, т.е., применять их в разного рода сложных случаях, а для этого их нужно немного изменить в соответствии с реальной ситуаций, чтобы это сделать эффективно, школьник должен обладать хорошими процессами мышления.
Разумеется, мы не сводим информационно-психологическую безопасность только к когнитивным процессам. Не менее важна мотивация ребенка, его волевые характеристики, но в любом случае когнитивный фактор остается одним из важнейших в деле обеспечения информационно-психологической мотивации.
Заключение
Школа, в которой есть Интернет, гордится подключением к глобальной сети. Интернет может изменить процесс обучения. Доступ к образованию стал более демократичным. Одинаковые возможности имеют и частная школа в столице, и школа в глубинке при использовании компьютерной техники, средств доставки информации, Интернета.
Социальные сети устраняют межличностные преграды, предоставляют неограниченные возможности общения, позволяют людям объединиться для решения различных проблем, осуществления задуманных проектов, идей, претворить их в жизнь.
В тоже время виртуальный мир, иллюзия вседозволенности в социальной сети ведут к психологическим проблемам, уходу от реальной жизни, физическому и психическому истощению. Также как и в реальной жизни, в Интернете, в социальной сети, школьник должен вести себя и общаться осторожно. Задумываясь о серьёзности своего поведения в социальной сети, каждый человек может сделать нашу жизнь комфортной и безопасной.
Формирование медиа-грамотности учащихся и их родителей обеспечит информационную безопасность работы в Интернете и защитит наших детей от возможной опасности.
Библиография
1. | Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"// [Электронный ресурс]-URL: http://base.garant.ru/70183566/ |
2. | Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды. // Психология и психотехника. 2013. № 9. С. 897-902. |
3. | Березина Т.Н. Воспитание добра как психологопедагогическая проблема высшей школы. //Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 2. С. 62-66 |
4. | Березина Т.Н. Вероятностная модель продолжительности жизни. // Психология и психотехника. 2013. № 4. С. 390-400. |
5. | Березина Т.Н. Факторы среды и их влияние на индивидуальную продолжительность жизни. // Мир психологии. 2013. № 4. С. 165-178. |
6. | Гуревич П.С. Механика политической мифологии // Психология и психотехника. 2013. № |
7. | С. 621-626. 7. С. 621-626. 7.Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России //Информационное общество. 1999. N3. С.47-51. |
8. | Зачем нужен контроль за Интернет-доступом в школе. По следам недавних новостей.// Образование Урала. [Электронный ресурс]-URL: http://www.uraledu.ru/node/19043 |
9. | Малых Т.А., Информационная безопасность школьников. // Спутник Классного руководителя, 2010, № 3. |
10. | Методика организации недели «Безопасность Интернет»./Авторы составители: Селиванова О. В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А., Кривопалова И. В.-Тамбов, ИПКРО 2012. |
11. | Селиванова О. В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А., Кривопалова И. В. Методика организации недели «Безопасность Интернета». Тамбов, ИПКРО 2012. [Электронный ресурс]-URL: http://ipk.68edu.ru/docs/bezopasnostdeti/nedelya-internet.pdf |
12. | Googling Your Health: Why Some Suffer More Anxiety // [Электронный ресурс]-URL: http://www.livescience.com/40361-uncertainty-fuels-cyberchondria.html |
13. | "Эффект Google": мы запоминаем не информацию, а путь к ней .// [Электронный ресурс]-URL: http://www.akavita.com/content/effekt-google-my-zapominaem-ne-informatsiyu-put-k-nei |
14. | Бронников И.А. Интернет как ресурс государства // NB: Проблемы общества и политики.-2013.-8.-C. 210-248. [Электронный ресурс]-URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_8999.html |
15. | Владимирова Т.В. К социальной природе понятия «информационная безопасность» // NB: Национальная безопасность.-2013.-4.-C. 78-95. [Электронный ресурс]-URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_596.html |
16. | Седых Н.С. Терроризм в контексте информационно-психологических угроз современности // NB: Национальная безопасность.-2012.-1.-C. 182-212. DOI: 10.7256/2306-0417.2012.1.163. [Электронный ресурс]-URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_163.html |