Родителям

Дорогие мамы, папы, дедушки и бабушки!

В этом разделе вы найдете полезную информацию для себя и своих любимых детей и внуков!

Также Вы всегда можете ознакомиться с ИНФОРМАЦИЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОРТАЛЕ города Челябинска

Круглосуточная служба
психологической помощи и поддержки
"ТЫ НЕ ОДИН"
для несовершеннолетних и их родителей (законных представителей)
15 июля 2023

 

 

Всем известно, что после туалета нужно мыть руки. Но разве кому-то известно, что и после работы за компьютером тоже нужно тщательно мыть руки?

При этом все равно — это большой компьютер, или ноутбук, или планшет — и там и там найдутся микробы, которые могут привести к заражению организма.

Британские ученые стали изучать гигиенический аспект работы за компьютером и оказалось, что клавиатуры некоторых офисных ПК грознее чем туалет в 400 раз! На клавишах и под ними в пыли размножаются сотни видов опасных бактерий. К тому же, клавиатура (особенно ноутбука) всегда теплая, что еще больше способствует размножению микроорганизмов. Наименьший срок использования чистой клавиатуры и мышки (если Вы купили компьютер с нуля) — всего 4 месяца.

То же касается планшетов. Представьте себе сколько микрочастиц кожи и подкожного  жира вы оставляете на тач-скрине? И это если у вас просто чистые руки, а не после обеда, или игры в боулинг. Плюс пыль сама оседает на экран и прилипает к липкой, от ваших отпечатков, поверхности.

Теперь перейдем к простым советам, которые обезопасят вас от неприятных последствий работы с компьютером.

Во-первых, протирайте клавиатуру и мышку раз в месяц спиртом.

Во-вторых, раз в год, если ваша клавиатура это позволяет, разберите ее и промойте изнутри (тоже спиртом).

В-третьих, пылесосьте клавиатуру специальными USB-устройствами. Они продаются в каждом компьютерном магазине и стоят недорого. Уделяете внимание щелям между клавишами — особенно это касается владельцев ноутбуков.

В-четвертых, каждый вечер, после завершения работы с планшетом, протирайте экран специальным раствором для очистки планшетных ПК.

И, в-пятых, МОЙТЕ РУКИ после каждого использования компьютера и в перерывах, если вы работаете с ним целый день.

 

 

4 совета, чтобы ребенку захотелось читать.

Покажите ребенку свой пример
Ваш ребенок учится всем подражая вас, значит вы должны быть примером для него. Покажите, что книги, газеты ваши друзья, часть вашей жизни. Позже они станут близки и ребенку. Прогуляйтесь с ребенком в библиотеку. Но не выбирайте книги, которые ребенок не хочет смотреть, листать, которые ее не захватывают. Не переоценивайте возможности ребенка! Детские журналы, комиксы и вовсе лишены текста уже являются первым шагом на пути к полному поощрению чтения. Великие ученые и интеллектуалы скажут вам: все они прошли через эти маленькие двери.

Сделайте связь между книгой и кино
Чтение является одним из способов восприятия всего мира. Читая ребенку новую историю вы даете ей возможность открыть новые горизонты. Показывая ребенку фотографии из журналов, обсуждая истории почерпнутые из литературы и из кино (Гарри Поттер является хорошим примером), каждый раз вы будете ей оценивать несколько определенных интересных моментов, которые будут стимулировать ребенка к открытию нового мира — мира литературы.

Ласковое обучения
Время, когда ваш ребенок учится читать вероятно является наиболее чувствительным. Особенно если вашему ребенку учеба дается легко и без боли. Если ваш ребенок именно такая, то не давите на нее заставляя читать все, что вы запланировали. Это может привести к обратному эффекту.
Почему не в Интернете?

И наконец вы говорите, что существуют другие средства массовой информации, которые призывают к чтению. В Интернете, например, необходимо читать все даже если ты просто используешь поиска. Поэтому не драматизируйте, если ребенок будет больше времени проводить перед монитором, чем перед книгой.

 

Хвалить ребенка нужно для того, чтобы воспитать в нем те качества, которых пока нет. Например, ваш сын очень стеснительный или постоянно чего-то боится. Даже малейшие попытки преодолеть трусость замечайте и хвалите за это.

Пусть ваша похвала будет пока авансом: чем меньше у ребенка тех качеств, которые бы хотели видеть, тем чаще надо раздавать авансы через похвалу.

С другой стороны, если ребенок от природы и смелый, и сообразительный, ему однако постоянно нужно подкачки жизненной энергии, он требует похвалы, чтобы не увянуть, ему нужно знать, что он хороший, что она не серость, а личность. Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь достигли в жизни успеха? Но просто ничего не дается. Надо повышать требования. А за их выполнение — опять-таки похвалить.

Нельзя хвалить ребенка за природный дар. Пусть у него тонкий музыкальный слух, лучший голос, хорошее здоровье, сила. Он должен знать об этом — и только. Хвалите за то, что дочь или сын развивают эти способности, они трудятся над собой. Например, хорошо спел — похвалите (а не за то, что хороший голос).

Другое дело — похвала за преодоление природных дефектов, вроде заикания. Например, ваш ребенок чисто сказал фразу — не хвалите сразу, внутренне порадуйтесь, иначе лишний раз напомните ему о его дефект. В таком случае лучше просто не заметить. Позже вы скажете ему, что речь его стала лучше, и даже если ощутимого прогресса нет — похвалите, потому что это ее шанс на будущее. Похвала — основа веры в себя.

1. Если учить ребенка терпимости — будет расти терпеливым.
2. Если подбадривать, поддерживать малыша, вырастет уверенный в своих силах человек.
3. Не бойтесь перехвалить сына или дочь — дети умеют быть благодарными.
4. Если вы честны с ребенком, он учится справедливости.
5. Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится веры в людей.
6. Одобряйте добрые поступки ребенка — этим вы учите ребенка уважать себя.
Если ребенок живет в дружеской атмосфере — он учится быть счастливым и любить весь мир.

 

Столкнувшись с ребенком, день в день он пытается получить независимость, сохраняет и развивает свою личность, бывает трудно понять, что делать дальше. К сожалению не имеет единого правила в сфере воспитания; чаще вопросы касаются общения и равновесия.

Авторитет
Ребенок должен быть управляемым: он игнорирует все, что полезно для него. Авторитет, который позволяет ребенку усвоить основные запреты, связанные с социальным развитием. Разочарование является необходимым опытом в подготовке ребенка к жизни в обществе, он должен научиться отказываться от немедленного удовлетворения своих желаний.

Кроме того, следует усвоить, что авторитет и любовь должны быть последовательны: одно вытекает из другого. На самом деле, если вы любите своего ребенка вы должны ему что то и запрещать, для собственного благополучия и безопасности в будущем. Преодоление препятствий на пути ребенка также помогает в будущем: ребенок будет завоевывать ваше доверие и это хорошо повлияет на ее собственную автономию.
Без вашего авторитета ребенок может чувствовать себя забытым, и ненужным.

Как осуществлять свой авторитет?

Важнейшим элементом авторитета является общение: прямой запрет без объяснения причин не имеет никакого смысла для ребенка, он может быть не только ненужным, но и вредным. Важно объяснить просто и ясно, почему вы запрещаете ребенку некоторые вещи.
Не менее важным является то, что родители находятся в согласии между собой: если ребенок будет слышать «да» с одной стороны и «нет» с другой она никогда не послушается и станет играть на вашей несогласии.
Ваш авторитет должен быть последовательным, ведь вы родители и вы устанавливаете определенные правила для вашего ребенка. И помните, что вы примером поведения для ребенка.
Тем не менее, важно оставлять ребенку пространство для действий. Не нужно облагать ребенка растущим числом запретов — он должен получать свой собственный опыт, учиться на своих ошибках.
Наконец не следует путать авторитет с авторитаризмом. Вы стали авторитарными, если вселяете чувство страха, если ваши указания являются нелогичными, запрета несправедливыми, если вы запрещаете ребенку любые проявления ее настроения или душевного состояния.

 

Самооценку ребенка можно сравнить с фундаментом дома. Если фундамент слабый то дом будет неустойчивым. Помочь построить прочный фундамент-это ваш родительский долг.

Этапы осуществления:

1. Любовь и признание. Они дают любовь не прося ничего взамен. Дети должны чувствовать себя любимыми, потому что они существуют. Часто говорите, что вы их любите и проводите вместе много времени. Даже если они делают ошибки, они должны чувствовать, что их любят.

2. Чувство принадлежности. Поддержание тесных связей в семье развивает у ребенка общественные отношения. Семья позволяет гордиться собой. Снимайте фото-или видеокамеру яркие моменты жизни ребенка.

3. Безопасность. Ребенок нуждается  в безопасности физической среды и иметь четкие границы. Правила, которые защитят ребенка. Будьте реалистичны в своих ожиданиях и не говорите ребенку «нет» с отрицательным давлением.

4. Уверенность в себе. Чтобы установить доверительные отношения, вы должны быть честны и справедливы. Ребенок должен чувствовать последовательность ваших слов и поведения. Он также должен знать, что вы справедливы и имеете здравый смысл.

5. Уважение. Проявляйте настоящую заинтересованность в особенности вашего ребенка. Выслушивайте ребенка, а не осуждайте за то, что он ошибается.

6. Ощущение своей особенности. Помогите своему ребенку, который является уникальным,  найти таланты и сильные стороны. Важно чувствовать себя особенным, но это не значит быть лучше всех. Объясните разницу между этими понятиями.

 

Часто сказанные вами слова неправильно истолковываются ребенком. Это связано с его возрастом, потому что в этом возрасте дети понимают слова по-другому. Таким образом некоторые слова могут навредить ребенку или вызвать гнев. Поэтому важно послушать несколько советов, чтобы избежать этого.

Этапы осуществления:

1. Дети не любят когда им приказывают. Поэтому как можно меньше говорите в приказном тоне со своим ребенком. Делайте это только если ребенок делает ошибки.

2. Также не кричите на ребенка в присутствии его друзей. Это унизит его и вызовет приступ гнева.

3. К вашему ребенку вы должны обращаться тихо и спокойно.

4. Если вы хотите что-то запретить, важно объяснить, почему вы запрещаете.

5. Если у вас несколько детей не создавайте конкуренции между ними. Будьте осторожны и не сравнивайте ребенка с его братьями или сестрами. Ребенок почувствует себя брошенным и ненужным.

6. Хвалите ребенка, когда он делает что-то хорошее, давайте подарки.

 

На протяжении всего своего моторного и психического развития, при получении определенной автономии ребенок проходит много ступеней оппозиции. «Нет» возглавляет список его словарного запаса.

Эти периоды имеют важное значение для развития ребенка: он живет в постоянном противопоставлении. Имейте терпение и воображение, чтобы пройти этот мыс препятствий.
Используйте переговоры: ребенок не хочет убирать комнату сейчас? Договоритесь о том, что он уберет через тридцать минут. Не хочет одевать красный свитер, предложите голубой.
Удовлетворять ли прихоти?
Соблазн уступить велико: усталость, желание угодить, нехватка времени, страх, что вас кто-то увидит … но это не даст вам сыграть вашу роль родителей и взять ответственность на себя.
Наказать или нет?
Когда ребенок выходит за разрешенные пределы наказания может быть полезным, если иметь в виду несколько советов.

1. Наказание должно иметь смысл, а не наказание ради наказания. Важно, чтобы ребенок понимал за что он наказан, объясните ему, что именно он сделал не так.

2. Кроме того наказание должно быть немедленным, чтобы ребенок понимал связь между причиной и следствием: непослушание равно наказанию.

3. Целью наказания является обучение: не насильственное или унизительное наказание. Отправить ребенка в ее комнату может быть хорошим решением, он успокоится, подумает над своим поступком, пока наконец не почувствует себя лучше.

4. Наконец используйте наказания мудро: увеличение наказания может иметь противоположный эффект целесообразном наказанию. Чтобы избежать выговора ребенок начнет врать о своих поступках.

 

(коррекционные игры) Это один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Честно говоря, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Сколькие из нас, войдя в темную квартиру, поспешно включают свет в коридоре или даже оставляют его невыключенным в свое отсутствие, предпочитая заплатить за лишние киловатты, но не подвергать себя неприятным ощущениям. В темноте есть нечто мистическое, недаром у всех народов с ночью и темнотой связано множество страшных поверий, легенд и сказок. Особенно силен страх темноты у народов, не затронутых современной цивилизацией, а поскольку у детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), то неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас. Поэтому ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Казалось бы, столько на эту тему понаписано, а до сих пор множество родителей уверено, что сон при включенной люстре для детской психики гораздо вреднее, чем ежевечерний стресс. Они и стрессом-то это не считают! "Пусть привыкает" - вот распространенный ответ. Хотя потом, когда ребенок, раскрывшись в работе с психотерапевтом, начинает рассказывать, какими чудовищами населена для него темнота, их самих прошибает холодный пот. Но с другой стороны, ни в коем случае не насилуя волю ребенка, следует предлагать ему различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты. 1. "Зверушки в норке" (для детей 3-4 лет) Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: "Мы с тобой маленькие белочки (зайчики, мышки - кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен". Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал. Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился. 2. "Бобры" (для детей 3-6 лет) Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу - то есть выйдет в соседнюю комнату - и вернется.) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище. 3. "Кто притаился в темноте?" (для детей 4-8 лет, игра использовалась И. Я. Медведевой и мной в психокоррекционных занятиях) Эта игра проходит гораздо оживленнее, если в ней участвуют несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет... И выясняется, что чудовище - это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком). Для детей 6-8 лет эту игру можно усложнить. Пусть ребенок попытается жестами изобразить то, что ему привиделось в темноте, а другие дети попробуют отгадать. (В следующий раз, когда пантомимические возможности будут исчерпаны, можно называть первую и последнюю буквы загаданного слова.) Тому, кто отгадает, присуждаются очки. 4. "В темной норе" (для детей 4-5 лет, игра предложена М. И. Чистяковой)Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Она заманила друзей в нору, пообещав им угощенье. Но когда малыши пришли к Лисе, она открыла дверцу в свою нору и предложила им зайти первыми. Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: "Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощенье!" Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. А Зайчонок не плакал, он думал. И наконец предложил Утенку вырыть подземный ход. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лиса с дровами, открыла дверцу, осмотрела нору и замерла от удивления: в норе никого не было! Норой должно служить помещение, в котором нет естественного освещения (коридор, кладовка и т. п.). Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Взрослый ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь. Если у ребенка нет партнера на роль второго зверька, пусть он либо изображает обоих персонажей (скажите ему, что так даже интереснее: он может говорить на разные голоса или взять в партнеры мягкую игрушку), либо попадает в лисью нору один. 5. "Кукольные прятки" {для детей 4-6 лет) В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном (днем - в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте. 6. "Смелый разведчик" {для детей 5-8 лет) Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

 

 Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать. Предматематическая подготовка детей представляется состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т.е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений, и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Можно отметить, что логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь. Для разнообразной детской деятельности, направляемой взрослыми на развитие у ребёнка математических представлений, характерны: игровая направленность деятельности – насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, играми, игровыми упражнениями, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования и т.д. Игры, конструируемые с2 учётом этих положений, называются логико-математическими. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением). Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач. Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются: 1) развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях); 2) развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; 3) освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация); 4) развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация); 5) овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления; 6) развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач; 7) развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; 8) развитие активности и инициативности детей;3 9) воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки. Содержание логико-математических представлений и способов познания у детей дошкольного возраста. 1) Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию. 2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его. 3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе) 4) Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра). 5) Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками. Играя в логико-математические игры совместно с взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению4 в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения, порядок следования, преобразования, сохранения количества, объёма, массы и др. При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические. Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации

 

 Дети боятся громких и резких звуков, особенно внезапных, боятся быть неожиданно разбуженными, боятся, если кто-нибудь неслышно подкрадывается сзади. В принципе, эти страхи легко объяснить врожденным инстинктом самосохранения. Но как быть с другими страхами? Дети могут увидеть страшное в самом невинном предмете и испугаться чего угодно. Причем многие страхи кажутся ни с чем не связанными и ничем не объяснимыми. Например, одна девочка ужасно боялась не только жуков и пауков, но и красивых бабочек и стрекоз. Спрашивается, почему? "А у них ножек много..." Очень логично, правда? Есть дети, которые боятся клоунов, поскольку те "прячут свое лицо". В одном детском саду был испорчен новогодний праздник, потому что младшая группа дружно перепугалась, увидев долгожданного Деда Мороза. На эту роль пригласили профессионала, и все было бы хорошо, но... артист оказался молодым человеком двухметрового роста, с косой саженью в плечах, да еще и обладателем густого баса. К тому же и с гримом он "переборщил". Стоило такому "дедушке" выйти к детям и рявкнуть: "Здравствуйте, детки!", как дети с плачем кинулись в объятия к родителям. И не успокоились, пока добрейший сказочный персонаж не удалился. Пришлось одному из пап срочно изобразить из себя Деда Мороза и, к неудовольствию супруги, провести вечер на пару с приглашенной Снегурочкой. Детей заверили, что злая Баба Яга, притворившаяся Дедушкой Морозом, больше не вернется, потому что дяденька милиционер посадил ее в тюрьму. Вечер был спасен, но дети еще несколько дней после праздника интересовались, не вернется ли Баба Яга. Итак, откуда берутся страхи? Переданная родителями эстафета Дети перенимают страхи от нас, родителей. Если мама боится собак, очень велик шанс, что и ребенок будет их бояться. То же самое относится к страху перед грозой и многому другому. Дети тревожных мам, готовых во всем вокруг видеть потенциальную опасность для своего малыша, вырастают сверхосторожными и боязливыми. А все потому, что на каждом шагу мама предупреждает их: "Осторожно! Машина! Внимание! Собака! Осторожно!..." И ребенок привыкает жить в тревоге, подсознательно все время ожидая какой-то опасности. Второклассница Аня во время грозы потребовала выключить свет в классе и закрыть окна занавесками, чтобы молния ни в кого не попала. Разумеется, учительница этих требований не выполнила, а посмеялась над страхом девочки вместе с другими детьми. По мере усиления грозы девочка волновалась все больше, она рыдала и убеждала всех немедленно отключить электричество и спрятаться, иначе молния всех убьет. Она никого не слушала и, наконец, в изнеможении забилась под парту и затихла, крепко зажмурив глаза и обхватив голову руками. Из беседы с матерью выяснилось, что в детстве ее семья жила в деревне, и однажды во время грозы молния ударила в большое высокое дерево, росшее прямо перед их домом, да так, что дерево раскололось, а значительная часть ствола рухнула на дом, проломив крышу и разрушив часть здания. К счастью, никто не пострадал, но испугались все страшно. С тех пор мать панически боится грозы. Как только гроза начинается, она закрывает все форточки, отключает в квартире электричество, даже по телефону боится говорить, так как у телефона нет заземления. И пребывает в сильнейшей тревоге, пока не кончится гроза. Этим страхом она заразила и дочь. Маленькие дети "считывают" эмоции родителей и близких им людей с чувствительностью сейсмографа и "записывают" в свое подсознание, если эмоции достаточно сильные и повторяющиеся, что и произошло в случае с Аней.Чрезмерная опека Детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, очень трудно потом приспособиться к жизни без "защитного скафандра", и ему везде начинают мерещиться опасности, а на этой основе возникают страхи. Лишение ребенка возможности познавать мир путем проб и ошибок, стремление везде "подстелить ему соломки", чтобы не ушибся (как в прямом, так и в переносном смысле), как раз и способствуют появлению страхов. Больше всего страхов возникает в возрасте 7 лет у детей, воспитывавшихся дома. Особенно у единственных детей. В школе они впервые начинают постигать сложную науку общения с другими детьми и взрослыми, причем в такой ситуации, когда рядом нет привычных опекунов. Им невероятно трудно и невероятно страшно. Они "сходят с ума" от неуверенности в себе, не очень хорошо понимают законы нового мира, в который попали из домашней "оранжереи", и приспособиться к нему стоит им большого труда. Еще больше страхов приобретает ребенок в том случае, если чрезмерная опека сопровождается постоянными словесными угрозами, жестоким обращением и физическими наказаниями. Безразличие и невнимание Безразличие и невнимание к ребенку порождает не меньше детских страхов, чем чрезмерная опека. Это происходит особенно часто в семьях, где ребенка "не ждали" и не были к нему готовы. Или ждали мальчика, а родилась девочка (и наоборот). Предоставленный себе, лишенный эмоционального приятия, ребенок многое понимает не так, а многого не понимает вообще. Он начинает бояться всего подряд, поскольку живет в каком- то виртуальном мире, который сам себе нафантазировал. А как иначе, если "брошенный" ребенок целыми днями смотрел мультики и играл один, представляя самые разные ситуации, полуреальные-полусказочные? Он не научился общаться с другими детьми и взрослыми. Хорошо еще, если ему даст этот опыт посещение детского сада. Если же ребенок "домашний", то он и школы будет бояться, поскольку психологически совершенно к ней не готов. Неблагополучная обстановка в семье Источником страхов может стать неблагополучная обстановка в семье. Под такой обстановкой мы подразумеваем конфликты между родственниками на глазах у детей. Неполная семья также является фактором риска возникновения страхов у ребенка. Особенно сильная тревожность возникает у детей, выросших в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности и отчуждения между окружающими. Например, такая ситуация складывается перед разводом, когда родители только формально вместе, а эмоционально они друг другу чужие. Или в неполной семье, где ребенка воспитывают мать и бабушка, которые до сих пор выясняют отношения друг с другом. Антону 9 лет. Своего отца он не знает, а дедушка умер еще до его рождения. Воспитанием мальчика занимается в основном бабушка, так как мать работает на двух работах, чтобы обеспечить семью. Бабушка - женщина еще не старая и очень бодрая: всего год, как вышла на пенсию. Как только ее дочь появляется дома, она с порога начинает поучать ее. По ее мнению, дочь все в жизни делает не так, ничего не умеет и ни на что не способна. И если бы не она, мать, то дочь никогда в жизни не смогла бы правильно вырастить внука. В ответ мать говорит, что бабушка своими поучениями деда раньше времени в гроб загнала и ее уморит вместе с ребенком. Антон все это слышит с детства. Мать он любит и жалеет, хотя не считает для себя авторитетом. А бабушку беспрекословно слушается и боится. Хотя, конечно, об этом не говорит. А еще он боится темноты. Боится потерять тетрадь или ручку. Боится забыть дома нужный учебник или сменную обувь. Он по сто раз проверяет, все ли взял с собой. И боится опоздать. Еще Антон боится, что мама или бабушка заболеют и умрут. Он боится переходить дорогу. Боится разбить чашку. Его нельзя оставить дома одного, так как он боится, что придут "плохие люди" и заберут его. Однажды, когда Антон болел, бабушке пришлось пойти в соседнюю аптеку, оставив его одного на полчаса. Вернувшись, она с трудом нашла внука в шкафу: он закопался в одежду и едва дышал от страха. А все потому, что кто-то позвонил по телефону, пока бабушки не было. Так конфликт между самыми родными людьми довел Антона до тяжелого невроза.Дошкольники более чувствительны к конфликтам в семье и тяжелее страдают от развода, при котором чаще всего остаются без отца. У детей, родители которых развелись, страхов на порядок больше, чем у их ровесников из благополучных семей. "Неправильное" поведение родителей Еще один источник страхов напрямую связан с тем, как родители обращаются с ребенком. Если мы частенько кричим на ребенка, а он не в состоянии понять свою вину, постепенно в его душе зарождается враждебность к нам. Поскольку ему хотелось бы продолжать нас любить, он "переносит" свой страх на других людей, предметы или ситуации. Проблема заключается еще и в том, что страх способен переходить с одной ассоциации на другую и расширяться. Так, если ребенку, особенно совсем маленькому, делают болезненные уколы витамином "В", то сначала он будет бояться шприца, потом - людей в белых халатах, а в конечном итоге - поликлиники. Возникновение страхов у мальчика нередко бывает связано и со стремлением отца вырастить из него "настоящего мужчину". При этом почему-то подразумевается, что настоящий мужчина ничего не боится. Хотя на самом деле абсолютное отсутствие чувства страха наблюдается только у людей с психическими отклонениями. У всех остальных благодаря страху включается инстинкт самосохранения, и это способствует нормальному развитию. Более того, если бы люди не действовали вопреки страху, они бы никогда ничего не достигли. Поэтому отец, который ведет себя с сыном как командир, считая, что тот обязан выполнять все, что он скажет, как раз и вызывает у ребенка нездоровые страхи. Ведь сыну хочется, чтобы отец был им доволен. В результате он начинает бояться быть самим собой и становится "маленьким старичком", лишенным непосредственности, не показывающим своих эмоций. Эмоции у него подменяются логическими "взрослыми" рассуждениями. Страх несоответствия тоже закладывается с раннего детства. Нередко мы, родители, сами того не замечая, из лучших побуждений внушаем ребенку мысль о том, что он не такой, каким должен быть. Поскольку родительский авторитет для ребенка - истина в последней инстанции, он начинает изо всех сил стремиться к "совершенству". Но ведь ребенок может быть абсолютно не таким, каким нам хотелось бы его видеть! И тогда он пытается подстраиваться под наш идеал, теряя собственную индивидуальность, отказываясь от себя. Он постоянно боится не угодить нам, разочаровать нас. Ему начинает казаться, что он хуже всех вокруг. Он перестает проявлять инициативу, считает себя недостойным любви, во всех неприятностях винит себя. В результате ребенок постепенно утрачивает интерес к жизни. Часто комплексу "несовершенства" с его букетом подавленных страхов и постоянной боязнью не угодить сопутствует приобретенная бронхиальная астма. У детей со страхом "несоответствия" приступ бронхиальной астмы может произойти после получения плохой оценки, также как и после того, как кто-то назовет ребенка неумелым, или некрасивым, или несообразительным... Они задыхаются от собственного страха, они просто дышать боятся. Особенности нервно-психической организации ребенка Детские страхи - причина "взрослых" неудач Часто дети никак не могут объяснить свой страх. Тревога может возникать так часто и настолько захватывать ребенка, что он теряет контроль над собой. В таких случаях возникают страхи открытых и закрытых пространств, страх темноты. Дети начинают бояться ножей, ножниц и иголок. Их опасения вызывает толпа. Если ребенку становится трудно общаться с людьми, он постоянно боится что - нибудь сделать или сказать не так. Ему даже кажется, что он не так выглядит. В результате ребенок попадает в психологическую изоляцию, из которой ему уже трудно выбраться без посторонней помощи. Проблема в том, что подобная тревога способна "тормозить" работу разных разделов психики. И тогда ребенок оказывается не в состоянии раскрыть свой интеллектуальный потенциал, реализовать заложенные в его личности способности. К тому же страх снижает способность логически мыслить. Другие дети начинают бояться любого открытого проявления эмоций, что создает огромные проблемы и способствуетвозникновению комплексов в подростковом возрасте, когда подрастающая личность просто разрывается между разумом и чувствами. Детская душа очень ранима. Самое плохое, что ребенок может быстро об этой ране забыть. И тогда она продолжит жить в нем своей "теневой" жизнью, уходя все глубже и глубже в подсознание, и именно детские травмы и страхи становятся причинами наших "взрослых" проблем и неудач. Так, дети разведенных родителей, согласно статистике, также во многих случаях разводятся, и не по одному разу. Им трудно наладить отношения с представителями противоположного пола. А причины надо искать в травмирующих, конфликтных и проблемных ситуациях детства. Сложность еще и в том, что дошкольники (от 3 до 7 лет) очень тяжело переносят развод родителей. Им кажется, что они виноваты в том, что папа (или в редких случаях мама) не захотел жить вместе с ними, что с ними что - то не так. Этот комплекс заставляет женщин принимать роль "жертвы" в браке, поскольку в ее подсознании записалось чувство вины. Она изначально уверена в том, что если в семье будут конфликты, или муж запьет, или случится другая беда, - вся вина лежит на ней, поэтому старается всеми силами сохранить семью. Бывает, что роль "жертвы" играет в браке и мужчина, хотя мужчины чаще склонны видеть причину всех проблем в женщине. Неизжитые в детстве страхи тянутся из прошлого, как клейкие нити огромной паутины, все больше и больше опутывая нас, сковывая движения и препятствуя движению вперед, препятствуя адекватному восприятию мира. Существует великолепный фантастический рассказ, иллюстрирующий воздействие детских страхов на подсознание и, соответственно, их влияние на поведение и мышление. В далеком будущем люди давно уже освоили космос, и главные герои занимаются тем, что очищают "проблемные" планеты. Они прилетают на маленькую планету, где все вроде бы хорошо, но вот поселенцы почему-то погибают. Оказывается, здесь в атмосфере присутствует газ-галлюциноген, пробуждающий в людях их детские страхи. Главный герой, увидев какого-то жуткого крокодилоподобного монстра, которого он сам же в детстве и придумал, радостно говорит: "Ты всего лишь галлюцинация, я тебя не боюсь!" На что монстр отвечает: "А я тебя съем!" - и кусает его за руку. Герой с ужасом чувствует боль и видит на руке кровь. Тогда он говорит своему напарнику, что дела обстоят хуже некуда, поскольку, если его подсознание верит, что он умрет, то он действительно умрет. К счастью, ему удается вспомнить, что этого монстра можно было победить, облив водой из детского водяного пистолета. Что он и делает - и благополучно спасается. Страхи нередко возникают у детей с повышенной тревожностью и чрезмерно развитым воображением. Эмоциональная чувствительность и впечатлительность делают таких детей уязвимыми. Эти дети - счастливые и одновременно несчастные обладатели "тонкой кожи". Они ощущают чужую боль как свою, они рыдают, увидев раздавленную букашку. Это прирожденные пацифисты и миротворцы, которым хотелось бы, чтобы всем было хорошо. И признание того, что так, увы, в реальной жизни не бывает, дается им очень тяжело. Ни в коем случае нельзя разрешать таким детям смотреть фильмы ужасов и фильмы с трагическим сюжетом, поскольку они запоминают их и долго еще переживают увиденное. Возникающие страхи, как правило, сохраняются длительное время. Взрослые при этом могут даже не подозревать о том, что творится у ребенка в душе, так как дети не стремятся поделиться своими чувствами, это "дети в футляре". И "страшную" сказку можно сделать былью Страхи приходят к нам из сказок. Уж там непременно есть если не волк, то Баба Яга, а если не Баба Яга, то Кощей Бессмертный. Для маленьких детей все одушевлено и все реально, потому и страхи их также очень реальны, даже если связаны с мифическими существами. "Страшные" рассказы взрослых тоже внушают детям страхи. Бесполезно говорить ребенку, что в его комнате нет монстров. Самое большее, во что он поверит, - в то, что монстры спрячутся, как только вы войдете в комнату или как только будет включен свет. Так что лучше не читать детям на ночь страшных сказок, а для особо впечатлительных детей подбирать сказки, наименее травмирующие их психику, в которых нет жутких персонажей. Молодые родители пятилетней Арины отдыхали с дочерью в небольшом поселке в Литве. Они плавали в озере, гуляли в лесу и наслаждались отпуском. Девочка, конечно, боялась темноты, но рядом сродителями спокойно засыпала. Перед сном папа рассказывал Арине сказки, которые сам придумывал. Девочке они очень нравились. Однажды вечером родители собрались в местный клуб на танцы. Они дождались, пока девочка уснула, и ушли. Дом, где они жили, стоял на полуострове, так что им пришлось минут двадцать идти по огибающей его дороге. И все это время стоявший на высоком берегу дом был у них перед глазами. Вдруг они увидели, что в окнах их комнаты загорелся свет и кто-то там мечется. Естественно, родители помчались обратно. Они застали Арину в ужасе и в слезах. Оказывается, в этот вечер папа придумал ей сказку... про скелет коровы. В сказке корова, которую съел в лесу волк, ходит и ищет своего теленочка. Арина задремала, но проснулась, когда родители стукнули дверью, уходя из дому. Ей показалось, что это стукнули кости скелета коровы. Девочка открыла глаза. В сумраке в зарослях мальвы, раскачивающихся на ветру за окном, ей привиделся скелет коровы, а в вое ветра явственно различалось довольно-таки угрожающее протяжное мычание. Арина испугалась, что корова заберет ее вместо теленочка. Она включила свет и стала искать, чем бы закрыть большие окна, чтобы скелет не мог к ней забраться. К счастью, в это время вернулись родители. Пришлось отцу-сказочнику побегать перед домом с хворостиной, изображая, как он прогоняет коровий скелет. А наутро на соседней ферме нарисовать для коровы, не умеющей читать, теленочка, чтобы она искала его там и больше не возвращалась. С тех пор он хорошенько продумывает сюжеты своих вечерних сказок для дочери. Травмирующий личный опыт Страх порождает и неприятное событие, происшедшее с ребенком. Например, ребенок, который упал с качелей, может бояться качаться на них всю оставшуюся жизнь. А ребенок, попавший в автокатастрофу, постарается избегать езды на машинах и автобусах. Шестилетняя Наташа - живой и веселый ребенок, но с некоторых пор она наотрез отказывается ходить в детский сад и закатывает истерики, когда мама уходит на работу. Если мама идет по делам, Наташа требует, чтобы она взяла ее с собой. Оказывается, однажды мама застряла в дорожной пробке по пути с работы и приехала на два часа позже. Всех детей за это время "разобрали по домам", и Наташа осталась в пустой комнате с нервничающей молоденькой воспитательницей, которая сидела как на иголках и каждые пять минут задавала "риторический" вопрос: "Ну что же случилось с твоей мамой, почему ее до сих пор нет? Что я с тобой буду делать, если она не приедет?" В результате к приезду матери девочка находилась в состоянии шока. С тех пор она стала бояться, что с матерью что-нибудь может случиться и она останется одна, никому не нужная. Травмирующий личный опыт, ведущий к повышенной тревожности и способствующий появлению, развитию и усилению страхов, ребенок может получить в период внутриутробного развития или родов. Токсикоз во время беременности, асфиксия приводят к тому, что новорожденный беспокойно спит, просыпаясь от самых тихих звуков и даже шорохов. Во сне он может непроизвольно подергиваться. Дети, появившиеся на свет в результате преждевременных, затяжных или патологических родов, после кесарева сечения, более нервные, психически уязвимые и подвержены страхам. Самая неблагоприятная ситуация складывается, если младенец сразу после родов попадает в больницу и находится отдельно от матери. Иногда это накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. У него несравнимо большее количество страхов по сравнению с другими детьми, может появиться даже заторможенность в развитии. Ни брата, ни сестры, - совсем один Статистика показывает, что больше всего страхов у единственных детей. Они наиболее подвержены самым разным страхам, в первую очередь, страху одиночества. К тому же у детей, испытавших в детстве одиночество, нередко формируется комплекс неполноценности, они не уверены в себе. Чем больше взрослых вокруг единственного ребенка, тем более вероятно приобретение им этих комплексов. Да и как иначе ? Ведь по сравнению со взрослыми он действительно ничего не умеет, а то, что умеет, делает не лучшим образом. В результате у единственных детей чаще развивается тревожность

Вы здесь: Главная Родителям

Контакты

Телефон:

+7 351 214 30 10 (многоканальный)

E-mail:

  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (официальный)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (хозяйственные службы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (конкурсы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (закупки)

Адрес:

г. Челябинск, ул. Пушкина, д.48

Подробнее

Телефон доверия

Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, если Вам нужна помощь и психологическая поддержка, если вам просто не с кем поговорить, для Вас на базе ГУЗ «Областной клинической специализированной психоневрологической больницы №1» работает телефон Доверия 269-77-77.
В будние дни (понедельник-пятница) с 17:00 вечера до 09:00 утра. В выходные дни (суббота-воскресенье) и праздничные дни — круглосуточно.
Гарантируется уважение прав каждого абонента, качество помощи, доступность, бесплатность, анонимность и доверительность (конфиденциальность).
Поможем друг другу все выдержать и выстоять!

Яндекс.Метрика