Родителям
Дорогие мамы, папы, дедушки и бабушки!
В этом разделе вы найдете полезную информацию для себя и своих любимых детей и внуков!
психологической помощи и поддержки
"ТЫ НЕ ОДИН"
для несовершеннолетних и их родителей (законных представителей)
15 июля 2023
- Просмотров: 3397
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
- Просмотров: 1528
Родители по отношению к ребенку занимают уникальное положение. Они постоянно находятся с ним рядом и знают его лучше, чем кто-либо другой. У ребенка нет никого ближе и важнее родителей. Ничто не помогает ребенку развиваться так, как их помощь, их поддержка, их забота, их усилия и прежде всего – их любовь.
Родителям не следует сомневаться в себе и в своих родительских способностях. Не бойтесь полагаться на интуицию! Страшная весть о том, что ваш ребенок особый, может подкосить вашу уверенность в себе – особенно, если вы ничего подобного не ожидали. Да и любой родитель поневоле усомнится в себе, когда над его ребенком хлопочет целая армия терапевтов и консультантов! Если для того, чтобы научить ребенка сидеть или держать ложку, требуются усилия специалистов, что же может сделать дилетант-родитель?
Очень многое! Роль родителей в жизни ребенка незаменима: родитель знает своего ребенка так, как не знает его ни один специалист. Взаимодействие родителей и профессионалов дает наилучшие результаты в занятиях с ребенком. Специалист может предложить подход, но только родители инстинктивно поймут, подходит ли их ребенку этот путь, и, если нужно, предложить какие-то изменения. Родители, доверяющие своим инстинктам, как правило, не ошибаются. Если же вдруг что-то пойдет не так, родитель первым заметит это и обратится за помощью.
Ребенок живет не в одиночестве — определенные отношения связывают его с отцом, матерью, братьями и сестрами. А в отношениях всегда участвуют не один, а двое. Поэтому, говоря о нуждах ребенка, не следует забывать и о нуждах родителей. Когда мать, забыв о себе, все время и силы посвящает ребенку, такие отношения нельзя назвать здоровыми. С другой стороны, мать, способная время от времени отвлекаться от ребенка и заниматься собой, более счастлива и уверена в себе, а, значит, в конечном счете больше дает ребенку. Поэтому, думая о том, что нужно ребенку, не забывайте и о том, что необходимо вам.
Любящие и терпеливые родители порой способны творить чудеса. Однако, прежде чем беззаветно посвящать себя ребенку, следует оглянуться вокруг себя и подумать о других своих интересах и обязанностях.
Личные нужды
Многие молодые родители чувствуют, что беспрерывный круговорот кормления, купания и смены пеленок поглощает все их время, так что с прежними занятиями и интересами приходится расстаться. Со временем жизнь становится легче, и вновь появляется возможность заняться аэробикой или уединиться с увлекательной книгой. Однако родители особых детей порой чувствуют себя виноватыми, когда позволяют себе отвлекаться от ребенка и тратить время на развлечения; такое поведение кажется им недопустимо эгоистичным и легкомысленным. Разумеется, у родителей таких детей остается меньше свободного времени; однако и для них крайне важно время от времени делать что-то для собственного удовольствия и поднятия самооценки.
Отношения с супругом и другими членами семьи
Посвящая себя заботам о ребенке, нельзя забывать и об отношениях с вашим супругом, родителями и другими членами семьи.
Другие дети
Родителям, у которых есть и другие дети, бывает очень трудно соблюсти правильный баланс в отношении к ним. Ребенок с особыми нуждами неизбежно требует больше внимания; занятия с ним, поездки к врачам, в игровые группы и т.п. оставляют мало времени на заботу о его братьях и сестрах. Однако надо найти способ показать другим детям, что вы по-прежнему любите их и о них заботитесь. Разумеется, все зависит от конкретной ситуации; но в любом случае я бы посоветовала время от времени пользоваться услугами няни или системы присмотра, чтобы проводить время с другими детьми.
Необходимо, чтобы у каждого ребенка было по крайней мере одно любимое занятие, чтобы они не чувствовали себя брошенными и ненужными. Очень опасно, решая проблемы одного ребенка, оставить без внимания проблемы остальных. Если родители ребенка-инвалида посвящают ему все свое время и силы, забывая о его братьях и сестрах, у других детей может возникнуть стойкая обида на родителей – чувство, способное отравить многие годы, а порой и всю жизнь.
Финансовые нужды
Финансовая ситуация в семье может вынудить родителей работать на полставки или даже на полную ставку – в таком случае, разумеется, они вынуждены сократить время, уделяемое ребенку.
Роль родителей
Родители помогают ребенку развиваться, но этим их роль не ограничивается. Родители – не школьные учителя, которые обучают детей всему, что положено знать, а затем выпускают их за порог школы. Главное, что дарят ребенку родители, – безусловная любовь. Чего бы ни достиг (или не достиг) ребенок, родители все равно его любят и заботятся о нем. Родители рады уже тому, что ребенок с ними; им никогда не надоедает играть с ним, дарить ему новый опыт, вспоминать любимые старые развлечения или просто вместе наслаждаться жизнью.
Родители создают мир, где ребенок может расслабиться: здесь его не испытывают на прочность, не устраивают ему постоянных «экзаменов» – его просто любят.
Стоит запомнить и регулярно повторять про себя фразу: «Того, что я делаю, достаточно»[2] . Родители стремятся сделать все возможное, чтобы помочь ребенку; им легко скатиться в иллюзию, что только совершенный родитель «достаточно хорош», а они, разумеется, несовершенны. Но такие чувства не идут на пользу ни родителям, ни ребенку. Не нужно стремиться к совершенству – достаточно делать все, что можешь.
Специалисты бомбардируют вас брошюрами и указаниями. Вам представляется, что вы обязаны достичь всего и сразу; что бы вы ни делали, кажется, что этого мало. Но всегда говорите себе: «Делай столько, сколько можешь, – и этого будет достаточно».
- Просмотров: 1394
Всем известно, что после туалета нужно мыть руки. Но разве кому-то известно, что и после работы за компьютером тоже нужно тщательно мыть руки?
При этом все равно — это большой компьютер, или ноутбук, или планшет — и там и там найдутся микробы, которые могут привести к заражению организма.
Британские ученые стали изучать гигиенический аспект работы за компьютером и оказалось, что клавиатуры некоторых офисных ПК грознее чем туалет в 400 раз! На клавишах и под ними в пыли размножаются сотни видов опасных бактерий. К тому же, клавиатура (особенно ноутбука) всегда теплая, что еще больше способствует размножению микроорганизмов. Наименьший срок использования чистой клавиатуры и мышки (если Вы купили компьютер с нуля) — всего 4 месяца.
То же касается планшетов. Представьте себе сколько микрочастиц кожи и подкожного жира вы оставляете на тач-скрине? И это если у вас просто чистые руки, а не после обеда, или игры в боулинг. Плюс пыль сама оседает на экран и прилипает к липкой, от ваших отпечатков, поверхности.
Теперь перейдем к простым советам, которые обезопасят вас от неприятных последствий работы с компьютером.
Во-первых, протирайте клавиатуру и мышку раз в месяц спиртом.
Во-вторых, раз в год, если ваша клавиатура это позволяет, разберите ее и промойте изнутри (тоже спиртом).
В-третьих, пылесосьте клавиатуру специальными USB-устройствами. Они продаются в каждом компьютерном магазине и стоят недорого. Уделяете внимание щелям между клавишами — особенно это касается владельцев ноутбуков.
В-четвертых, каждый вечер, после завершения работы с планшетом, протирайте экран специальным раствором для очистки планшетных ПК.
И, в-пятых, МОЙТЕ РУКИ после каждого использования компьютера и в перерывах, если вы работаете с ним целый день.
- Просмотров: 725
4 совета, чтобы ребенку захотелось читать.
Покажите ребенку свой пример
Ваш ребенок учится всем подражая вас, значит вы должны быть примером для него. Покажите, что книги, газеты ваши друзья, часть вашей жизни. Позже они станут близки и ребенку. Прогуляйтесь с ребенком в библиотеку. Но не выбирайте книги, которые ребенок не хочет смотреть, листать, которые ее не захватывают. Не переоценивайте возможности ребенка! Детские журналы, комиксы и вовсе лишены текста уже являются первым шагом на пути к полному поощрению чтения. Великие ученые и интеллектуалы скажут вам: все они прошли через эти маленькие двери.
Сделайте связь между книгой и кино
Чтение является одним из способов восприятия всего мира. Читая ребенку новую историю вы даете ей возможность открыть новые горизонты. Показывая ребенку фотографии из журналов, обсуждая истории почерпнутые из литературы и из кино (Гарри Поттер является хорошим примером), каждый раз вы будете ей оценивать несколько определенных интересных моментов, которые будут стимулировать ребенка к открытию нового мира — мира литературы.
Ласковое обучения
Время, когда ваш ребенок учится читать вероятно является наиболее чувствительным. Особенно если вашему ребенку учеба дается легко и без боли. Если ваш ребенок именно такая, то не давите на нее заставляя читать все, что вы запланировали. Это может привести к обратному эффекту.
Почему не в Интернете?
И наконец вы говорите, что существуют другие средства массовой информации, которые призывают к чтению. В Интернете, например, необходимо читать все даже если ты просто используешь поиска. Поэтому не драматизируйте, если ребенок будет больше времени проводить перед монитором, чем перед книгой.
- Просмотров: 724
Хвалить ребенка нужно для того, чтобы воспитать в нем те качества, которых пока нет. Например, ваш сын очень стеснительный или постоянно чего-то боится. Даже малейшие попытки преодолеть трусость замечайте и хвалите за это.
Пусть ваша похвала будет пока авансом: чем меньше у ребенка тех качеств, которые бы хотели видеть, тем чаще надо раздавать авансы через похвалу.
С другой стороны, если ребенок от природы и смелый, и сообразительный, ему однако постоянно нужно подкачки жизненной энергии, он требует похвалы, чтобы не увянуть, ему нужно знать, что он хороший, что она не серость, а личность. Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь достигли в жизни успеха? Но просто ничего не дается. Надо повышать требования. А за их выполнение — опять-таки похвалить.
Нельзя хвалить ребенка за природный дар. Пусть у него тонкий музыкальный слух, лучший голос, хорошее здоровье, сила. Он должен знать об этом — и только. Хвалите за то, что дочь или сын развивают эти способности, они трудятся над собой. Например, хорошо спел — похвалите (а не за то, что хороший голос).
Другое дело — похвала за преодоление природных дефектов, вроде заикания. Например, ваш ребенок чисто сказал фразу — не хвалите сразу, внутренне порадуйтесь, иначе лишний раз напомните ему о его дефект. В таком случае лучше просто не заметить. Позже вы скажете ему, что речь его стала лучше, и даже если ощутимого прогресса нет — похвалите, потому что это ее шанс на будущее. Похвала — основа веры в себя.
1. Если учить ребенка терпимости — будет расти терпеливым.
2. Если подбадривать, поддерживать малыша, вырастет уверенный в своих силах человек.
3. Не бойтесь перехвалить сына или дочь — дети умеют быть благодарными.
4. Если вы честны с ребенком, он учится справедливости.
5. Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится веры в людей.
6. Одобряйте добрые поступки ребенка — этим вы учите ребенка уважать себя.
Если ребенок живет в дружеской атмосфере — он учится быть счастливым и любить весь мир.
- Просмотров: 817
Столкнувшись с ребенком, день в день он пытается получить независимость, сохраняет и развивает свою личность, бывает трудно понять, что делать дальше. К сожалению не имеет единого правила в сфере воспитания; чаще вопросы касаются общения и равновесия.
Авторитет
Ребенок должен быть управляемым: он игнорирует все, что полезно для него. Авторитет, который позволяет ребенку усвоить основные запреты, связанные с социальным развитием. Разочарование является необходимым опытом в подготовке ребенка к жизни в обществе, он должен научиться отказываться от немедленного удовлетворения своих желаний.
Кроме того, следует усвоить, что авторитет и любовь должны быть последовательны: одно вытекает из другого. На самом деле, если вы любите своего ребенка вы должны ему что то и запрещать, для собственного благополучия и безопасности в будущем. Преодоление препятствий на пути ребенка также помогает в будущем: ребенок будет завоевывать ваше доверие и это хорошо повлияет на ее собственную автономию.
Без вашего авторитета ребенок может чувствовать себя забытым, и ненужным.
Как осуществлять свой авторитет?
Важнейшим элементом авторитета является общение: прямой запрет без объяснения причин не имеет никакого смысла для ребенка, он может быть не только ненужным, но и вредным. Важно объяснить просто и ясно, почему вы запрещаете ребенку некоторые вещи.
Не менее важным является то, что родители находятся в согласии между собой: если ребенок будет слышать «да» с одной стороны и «нет» с другой она никогда не послушается и станет играть на вашей несогласии.
Ваш авторитет должен быть последовательным, ведь вы родители и вы устанавливаете определенные правила для вашего ребенка. И помните, что вы примером поведения для ребенка.
Тем не менее, важно оставлять ребенку пространство для действий. Не нужно облагать ребенка растущим числом запретов — он должен получать свой собственный опыт, учиться на своих ошибках.
Наконец не следует путать авторитет с авторитаризмом. Вы стали авторитарными, если вселяете чувство страха, если ваши указания являются нелогичными, запрета несправедливыми, если вы запрещаете ребенку любые проявления ее настроения или душевного состояния.
- Просмотров: 889
Самооценку ребенка можно сравнить с фундаментом дома. Если фундамент слабый то дом будет неустойчивым. Помочь построить прочный фундамент-это ваш родительский долг.
Этапы осуществления:
1. Любовь и признание. Они дают любовь не прося ничего взамен. Дети должны чувствовать себя любимыми, потому что они существуют. Часто говорите, что вы их любите и проводите вместе много времени. Даже если они делают ошибки, они должны чувствовать, что их любят.
2. Чувство принадлежности. Поддержание тесных связей в семье развивает у ребенка общественные отношения. Семья позволяет гордиться собой. Снимайте фото-или видеокамеру яркие моменты жизни ребенка.
3. Безопасность. Ребенок нуждается в безопасности физической среды и иметь четкие границы. Правила, которые защитят ребенка. Будьте реалистичны в своих ожиданиях и не говорите ребенку «нет» с отрицательным давлением.
4. Уверенность в себе. Чтобы установить доверительные отношения, вы должны быть честны и справедливы. Ребенок должен чувствовать последовательность ваших слов и поведения. Он также должен знать, что вы справедливы и имеете здравый смысл.
5. Уважение. Проявляйте настоящую заинтересованность в особенности вашего ребенка. Выслушивайте ребенка, а не осуждайте за то, что он ошибается.
6. Ощущение своей особенности. Помогите своему ребенку, который является уникальным, найти таланты и сильные стороны. Важно чувствовать себя особенным, но это не значит быть лучше всех. Объясните разницу между этими понятиями.
- Просмотров: 716
Часто сказанные вами слова неправильно истолковываются ребенком. Это связано с его возрастом, потому что в этом возрасте дети понимают слова по-другому. Таким образом некоторые слова могут навредить ребенку или вызвать гнев. Поэтому важно послушать несколько советов, чтобы избежать этого.
Этапы осуществления:
1. Дети не любят когда им приказывают. Поэтому как можно меньше говорите в приказном тоне со своим ребенком. Делайте это только если ребенок делает ошибки.
2. Также не кричите на ребенка в присутствии его друзей. Это унизит его и вызовет приступ гнева.
3. К вашему ребенку вы должны обращаться тихо и спокойно.
4. Если вы хотите что-то запретить, важно объяснить, почему вы запрещаете.
5. Если у вас несколько детей не создавайте конкуренции между ними. Будьте осторожны и не сравнивайте ребенка с его братьями или сестрами. Ребенок почувствует себя брошенным и ненужным.
6. Хвалите ребенка, когда он делает что-то хорошее, давайте подарки.
- Просмотров: 755
На протяжении всего своего моторного и психического развития, при получении определенной автономии ребенок проходит много ступеней оппозиции. «Нет» возглавляет список его словарного запаса.
Эти периоды имеют важное значение для развития ребенка: он живет в постоянном противопоставлении. Имейте терпение и воображение, чтобы пройти этот мыс препятствий.
Используйте переговоры: ребенок не хочет убирать комнату сейчас? Договоритесь о том, что он уберет через тридцать минут. Не хочет одевать красный свитер, предложите голубой.
Удовлетворять ли прихоти?
Соблазн уступить велико: усталость, желание угодить, нехватка времени, страх, что вас кто-то увидит … но это не даст вам сыграть вашу роль родителей и взять ответственность на себя.
Наказать или нет?
Когда ребенок выходит за разрешенные пределы наказания может быть полезным, если иметь в виду несколько советов.
1. Наказание должно иметь смысл, а не наказание ради наказания. Важно, чтобы ребенок понимал за что он наказан, объясните ему, что именно он сделал не так.
2. Кроме того наказание должно быть немедленным, чтобы ребенок понимал связь между причиной и следствием: непослушание равно наказанию.
3. Целью наказания является обучение: не насильственное или унизительное наказание. Отправить ребенка в ее комнату может быть хорошим решением, он успокоится, подумает над своим поступком, пока наконец не почувствует себя лучше.
4. Наконец используйте наказания мудро: увеличение наказания может иметь противоположный эффект целесообразном наказанию. Чтобы избежать выговора ребенок начнет врать о своих поступках.
- Просмотров: 876
(коррекционные игры) Это один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Честно говоря, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску. Сколькие из нас, войдя в темную квартиру, поспешно включают свет в коридоре или даже оставляют его невыключенным в свое отсутствие, предпочитая заплатить за лишние киловатты, но не подвергать себя неприятным ощущениям. В темноте есть нечто мистическое, недаром у всех народов с ночью и темнотой связано множество страшных поверий, легенд и сказок. Особенно силен страх темноты у народов, не затронутых современной цивилизацией, а поскольку у детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), то неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас. Поэтому ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Казалось бы, столько на эту тему понаписано, а до сих пор множество родителей уверено, что сон при включенной люстре для детской психики гораздо вреднее, чем ежевечерний стресс. Они и стрессом-то это не считают! "Пусть привыкает" - вот распространенный ответ. Хотя потом, когда ребенок, раскрывшись в работе с психотерапевтом, начинает рассказывать, какими чудовищами населена для него темнота, их самих прошибает холодный пот. Но с другой стороны, ни в коем случае не насилуя волю ребенка, следует предлагать ему различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты. 1. "Зверушки в норке" (для детей 3-4 лет) Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: "Мы с тобой маленькие белочки (зайчики, мышки - кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице, темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен". Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал. Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился. 2. "Бобры" (для детей 3-6 лет) Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытым скатертью, свисающей до пола, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу - то есть выйдет в соседнюю комнату - и вернется.) Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище. 3. "Кто притаился в темноте?" (для детей 4-8 лет, игра использовалась И. Я. Медведевой и мной в психокоррекционных занятиях) Эта игра проходит гораздо оживленнее, если в ней участвуют несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошку, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет... И выясняется, что чудовище - это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком). Для детей 6-8 лет эту игру можно усложнить. Пусть ребенок попытается жестами изобразить то, что ему привиделось в темноте, а другие дети попробуют отгадать. (В следующий раз, когда пантомимические возможности будут исчерпаны, можно называть первую и последнюю буквы загаданного слова.) Тому, кто отгадает, присуждаются очки. 4. "В темной норе" (для детей 4-5 лет, игра предложена М. И. Чистяковой)Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Она заманила друзей в нору, пообещав им угощенье. Но когда малыши пришли к Лисе, она открыла дверцу в свою нору и предложила им зайти первыми. Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: "Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощенье!" Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. А Зайчонок не плакал, он думал. И наконец предложил Утенку вырыть подземный ход. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лиса с дровами, открыла дверцу, осмотрела нору и замерла от удивления: в норе никого не было! Норой должно служить помещение, в котором нет естественного освещения (коридор, кладовка и т. п.). Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Взрослый ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь. Если у ребенка нет партнера на роль второго зверька, пусть он либо изображает обоих персонажей (скажите ему, что так даже интереснее: он может говорить на разные голоса или взять в партнеры мягкую игрушку), либо попадает в лисью нору один. 5. "Кукольные прятки" {для детей 4-6 лет) В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном (днем - в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте. 6. "Смелый разведчик" {для детей 5-8 лет) Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый, опять-таки, своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.