Родителям

Дорогие мамы, папы, дедушки и бабушки!

В этом разделе вы найдете полезную информацию для себя и своих любимых детей и внуков!

Также Вы всегда можете ознакомиться с ИНФОРМАЦИЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОРТАЛЕ города Челябинска

 

 Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д. В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.). Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы. Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути? Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира. НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь "Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, "Будь собой, у каждого в жизнибудет…". приверженность стереотипному поведению. будут друзья!". "Горе ты моё!" Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. "Счастье ты моё, радость моя!" "Плакса-Вакса, нытик, пискля!" Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. "Поплачь, будет легче…". "Вот дурашка, всё готов раздать…". Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. "Молодец, что делишься с другими!". "Не твоего ума дело!". Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. "А ты как думаешь?". "Ты совсем, как твой папа (мама)…". Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!". "Ничего не умеешь делать, неумейка!". Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!". "Не кричи так, оглохнешь!" Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!". "Неряха, грязнуля!". Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!" "Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого". "Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!". "Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!" Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!". "Уйди с глаз моих, встань в угол!" Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!" "Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!". Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. "Давай немного оставим папе (маме) ит.д." "Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…". "Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. "Как ты мне нравишься!". "Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. "Смелее, ты всё можешь сам!". "Всегда ты не вовремя подожди…". Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение. "Давай, я тебе помогу!""Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. "Держи себя в руках, уважай людей!". Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий. Как часто вы говорите детям:  Я сейчас занят(а)…·  Посмотри, что ты натворил!!!·  Как всегда неправильно!·  Когда же ты научишься!·  Сколько раз тебе можно повторять!·  Ты сведёшь меня с ума!·  Что бы ты без меня делал!·  Вечно ты во всё лезешь!·  Уйди от меня!·  Встань в уго·л! Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. А эти слова ласкают душу ребёнка:  Ты самый любимый!·  Ты очень многое можешь!·  Что бы мы без тебя делали?!·  Иди ко мне!·  Садись с нами…!·  Я помогу тебе…·  Я радуюсь твоим успехам!·  Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.·  Расскажи мне, что с тобой…· Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

 

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности. В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:  Когда это началось?·  Как ребёнок проявляет агрессию?·  В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?·  Что явилось причиной агрессивности?·  Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?·  Что на самом деле хочет ребёнок?·  Чем вы реально можете ему помочь?Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение· чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы. Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это. "ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ" (для детей с 4 лет) Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить". "ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ" (для детей с 4 лет) Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля. "ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”" (для детей с 4 лет) Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д. Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье. "ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ" (для детей с 5 лет) Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа: "А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.Примечание: · Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. · После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д. "ШТУРМ КРЕПОСТИ" (для детей с 5 лет) Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи. "РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ" (для детей с 5 лет) Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А та – тыква" и т.д. Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение. "ПО КОЧКАМ" (для детей с 5 лет) Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку". Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход. "ЖУЖА" (для детей с 6 лет) "Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам. Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными.

Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам вытянуть не можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга, суетятся, и все такие беспомощные. Не нравится мне эта сказка!» Им, сегодняшним детям, в художественном произведении не нравится многое: и то, что в пушкинской сказке о рыбаке и рыбке старуху обвиняют. За что её ругать: со стариком 30 лет и три года прожили, ничего не нажили, и после этого она к нему хорошо относиться должна! И то, что Колобок таким несообразительным оказался: надо было не повиноваться Лисе, а заменить её на ту, что помоложе, что лучше слышит, тогда бы и жив остался. Не нравится и то, что Каштанка, проявив свою собачью сущность, мчится на голос старого хозяина, забыв о своём положении примы на арене цирка, сытной еде, коврах и удобствах в доме хозяина нового: куда мчится – то: к полям, стружкам, пинкам! Сегодняшние дети видят жизнь, изображённую в художественном произведении, по-другому, приоритетными считают иные ценности, имеют иные суждения о том, что было и что есть, и мы, взрослые, это знаем, но понять мир ребёнка конца 20 века не можем, потому что не хотим. Мы по- прежнему утверждаем, что «Репка» - это сказка о дружбе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело, которое неподсильно одному, не задумываясь о том, что по этому поводу думает малыш. Наше общение с ребёнком в процессе чтения художественного произведения зачастую или не предполагает никакого разговора о прочитанном, или имеет форму диктата: понимай, как я, думай, как я. Результат такого общения – не только практически полная потеря интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного (по мнению исследователей, только от 2 до 8 % детей- школьников любят читать и своей ведущей деятельностью считают чтение), но и воспитание новой человеческой генерации – безразличных ко всему на свете конформистов. Этот процесс начинается в семье, ДОУ и успешно продолжается в школе, заканчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не то, что думаешь, а то, что хотят услышать от тебя. Недовольство взрослых могут вызвать и вызывают детские фантазии, основанные на невольном фонетическом искажении прочитанного. Многие дети верят в то, что в народных сказках существует какой-то несчастный Добран, которого все жуют, потому что так они слышат известную концовку: «Стали жить-поживать, да добра наживать». У ребёнка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слов. Ему бывает, неясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника словарный запас и жизненный опыт ненастолько велик, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. В результате, услышанное им трактуется по-своему, так, как понятно только ему. Созданное малышом глубоко индивидуально, образно, красочно. За неправильно понятым словом или фразой порою встаёт целый мир детских видений, в котором ребёнку уютно потому, что он стал для него близким, отчётливым. У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Период тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался в России сравнительно недавно. Проблема «Визуальная культура и ребёнок» только начинает изучаться. Но аксиомой в ней является то, что мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Причём внимание к этой проблеме должны проявлять все: от матери до исследователей. Ещё в 1960 году английским писателем Д.Б.Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образы. Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…». Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя. традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать и к семи годам успевают устать от постоянных упражнений в технике чтения и возненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые им ещё предстоит прочесть. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка. Исследования по указанным проблемам, проведённые в течении более чем полутора веков, стали для нас догматом, а не основной для изучения современного ребёнка и его взаимоотношений с книгой вообще, и с современной книгой в частности. Думается, именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному решению этих проблем.

 

 Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрастеособенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы». Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

 

В воспитании детей практически никому из родителей не удается обойтись без наказаний. Каждый делает это по-своему, одни просто кричат, другие применяют физическую силу, третьи стараются спокойной объяснить ребенку, в чем тот не прав и т.д. Однако далеко не все методы наказания психологи считают эффективными или приемлемыми. Они уверяют, чтобы ребенок в полной мере осознал свою вину и старался больше не совершать проступков, наказывать его следует правильно, не нанося ни психического, ни физического вреда здоровью.

Виды наказаний и их влияние на детей

Крики. Пожалуй, крики являются наиболее распространенным видом наказания. Родители часто повышают голос, чтобы ребенок понял, что сделал что-то не так. Однако данный метод требует большой осторожности, его лучше использовать только в особых случаях, когда нужно быстро отвлечь ребенка от какого-то действия, например, угрожающего его безопасности. Если же малыш будет слышать крики ежедневно, вскоре он к ним привыкнет и полностью перестанет реагировать на них. Поэтому в обыденных ситуациях, лучше старайтесь использовать разговор или объяснения.

Физическое наказание детей. Взрослые, бьющие ребенка, в этот момент в его глазах становятся самыми плохими, по отношению к ним малыш испытывает гнев, обиду и разочарование. Ему очень сложно понять, как мама, которая его любит, сейчас проявляет совершенно другое отношение. Ребенок перестает понимать, как дальше ему вести себя с родителями и какая реакция может последовать за тот или иной его поступок. Дети, постоянно подвергающиеся физическим наказаниям, очень часто страдают от заниженной самооценки и неуверенности в себе, они не могут за себя постоять и четко идти к поставленной цели.

Помните, что физическое наказание только запугает ребенка. Конечно, малыш может и перестанет делать что-то неправильное, но это произойдет не потому, то он осознал, почему это делать нельзя, а только потому, что будет бояться вашего гнева и боли.

Лишение хорошего. Очень часто родители наказывают детей, лишая их чего-то приятного, например, конфет, просмотра мультфильмов, прогулки и т.д. Конечно, такое наказание намного гуманней физического, однако его следует использовать благоразумно. Не стоит лишать ребенка того, о чем он мечтал или чего долго ждал. Постарайтесь, чтобы потеря соответствовала проступку и была действительно заслуженной.

Испуг. Возможно, вам приходилось говорить ребенку, что-то типа: «Если ты сейчас не уснешь, к тебе придет бабайка» или «Будешь вести себя плохо, отдам чужому дяде». Делая это, учтите, что дети верят как в сказки, так и в ваши обещания. Если же обещанное вами не случится, причем не один раз, малыш просто перестанет вам верить. Кроме того подобный метод наказания следует с большой осторожностью использовать в отношении детей, склонных к меланхолии, поскольку запугивания способны вызвать у них расстройства психики.

Игнорирование. Подобная мера наказания детей, пожалуй, является одной из самых болезненных, особенно это касается малышей. Для маленького ребенка родители – это самое главное и если его игнорируют, он испытывает огромный стресс, начинает верить в то, что очень плохой, чувствует себя ненужным и нелюбимым. Поэтому не стоит часто и подолгу применять такое наказание, а когда малыш выполнит ваше требование, обязательно приласкайте и поцелуйте его.

Изоляция ребенка. Нередко детей ставят в угол или уводят в отдельную комнату, в которой нет телевизора или игрушек. В этом случае, ребенка следует попросить успокоиться или подумать над своим поведением. Такое наказание необходимо проводить сразу после совершения проступка и не затягивать надолго, хватит всего нескольких минут. После, обязательно пожалейте ребенка и объясните, за что именно он был наказан.

Самонаказание. Если ребенку уж очень хочется, например, попробовать горчицу, позвольте это сделать, но перед этим предупредите, какие последствия его ожидают. В результате ребенок вам будет верить и в следующий раз, подумает, стоит ли нарушать ваши запреты.

Объяснение. Это самый лояльный и безобидный способ наказания. Прежде чем обвинять ребенка, всегда выслушивайте его объяснения, и старайтесь понять, почему он так поступил, возможно в его поступке не было никакого злого умысла и он лишь хотел вам помочь. Также всегда понятно и внятно разъясняйте ребенку, в чем именно он был не прав и что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.

Для деток, привыкших постоянно находится рядом с родителями, первые посещения детсада становятся огромнейшим стрессом. Поэтому в этот период они, как никогда, нуждаются в понимании и поддержке взрослых.

Особенности поведения детей в адаптационный период

Каждый ребенок – это личность, поэтому и адаптация в детсаду для каждого проходить по-разному. На ее продолжительность и особенности протекания способно влиять множество факторов. Большую роль в этом играет характер и темперамент ребенка, состояние его здоровья, атмосфера в семье, личность воспитателя, уровень подготовки к детскому саду и даже готовность самих родителей отдать малыша в дошкольное учреждение.

Некоторые дети практически с первых дней с удовольствием начинают идти в группу, другие устраивают истерики, не желая расставаться с мамой. В коллективе малыши могут вести себя замкнуто или, наоборот, проявлять повышенную активность. Как бы то ни было, но практически всегда в период адаптации к детскому саду, поведение детей существенно меняется. Причем такие изменения наблюдаются и вне стен дошкольного учреждения. Некогда ласковые милые крошки, могут начать вести себя агрессивно, стать неуправляемыми и капризными. Дети могут много плакать, плохо есть и с трудом засыпать. Многие начинают часто болеть, у некоторых даже ухудшается речь. Не стоит пугаться подобным проявлениям, в большинстве случаев, это считается нормой. Дети, вырванные из привычной среды, пока просто не осознают, что с ними происходит и таким образом реагируют на переживания и нервные потрясения. Как только ребенок привыкнет к детскому саду, его состояние нормализуется.

Период адаптации может иметь разную длительность, это очень индивидуально. В среднем он занимает от одного до двух месяцев, однако может затянуться на полгода, а в некоторых случаях и больше. Например, намного сложнее проходит привыкание к детскому саду у часто болеющих или пропускающих садик детей.

Подготовка к детсаду

В первую очередь необходимо позаботиться о подготовке малыша к детскому саду. Детям, которые проводили достаточно времени со сверстниками, которые обладают элементарными коммуникативными навыками и умеют себя обслужить, будет намного легче привыкнуть к новым условиям. Чем лучше у малыша будут развиты подобные навыки, тем меньший он будет испытывать физический и эмоциональный дискомфорт, пребывая вдали от родителей в незнакомом коллективе.

Как помочь малышу при атопическом дерматите? Нежная кожа малыша еще не полностью выполняет защитную функцию. От покраснений, сухости и трещинок нужно избавляться, чтобы вернуть крохе чувство комфорта и защищенности. Специально разработанные продукты быстро успокаивают нежную кожу… Узнать больше... SlickJump®

Посещение детсада

Начинать посещение детсада рекомендуется летом или, в крайнем случае, с сентября, поскольку на этот период приходится наименьший процент заболеваемости. Желательно, чтобы привыкание крохи к садику проходило постепенно. Прежде, чем начать постоянно посещать дошкольное учреждение, самостоятельно освойте его территорию. Затем начните водить кроху на утренние или вечерние прогулки, познакомьте его с воспитателями и детьми.

Режим посещения детсада на время адаптации, обычно, для каждого ребенка планируется и индивидуально, исходя из его особенностей. Первую неделю или две малыша лучше приводить к девяти утра или только на утреннюю прогулку, так он не увидит негативных эмоций и слез детей, расстающихся с родителями. Хорошо, если сначала он будет проводить в садике не более 1,5-2 часов. Затем кроху можно будет оставить на обед. А примерно через месяц, когда он привыкнет к новым людям, стоит попробовать оставить его на дневной сон, а немного позже уже и на ужин.

Как облегчить адаптацию

На время адаптации ребенка в садике, постарайтесь максимально снизить нагрузку на его нервную систему. Не посещайте шумные мероприятия и ограничьте просмотр телевизора. Уделяйте малышу как можно больше внимания, читайте ему книги, ходите на прогулки, играйте в спокойные игры. Старайтесь не критиковать, а тем более наказывать ребенка, лучше дарите ему свою любовь и тепло. Кроме этого, для облегчения адаптации можете воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Отведя ребенка в садик, не устраивайте долгих прощаний возле группы, это может спровоцировать настоящую истерику. Лучше твердо скажите крохе, что вам необходимо уходить и что вы придете за ним после обеда или сна.
  • Не показывайте крохе своих переживаний, так как ваше волнение обязательно передастся и ему.
  • Если ребенок слишком тяжело расстается с мамой, попробуйте чтобы в детский сад его отводили папа или бабушка.
  • Чтобы малыш чувствовал себя более уверенно, можете дать ему с собой любимую книгу или игрушку.
  • Одевайте ребенка в садик, только в удобные вещи, в которых он будет себя чувствовать свободно и раскованно и которые без труда сможет снять и надеть.
  • На выходных придерживайтесь такого же режима, как и в детском саду.
  • Не поддавайтесь на провокации и обращайте меньше внимания на капризы ребенка.
  • Не пропускайте детский сад без уважительной причины.
  • Придумайте какой-нибудь мотив для посещения детсада. Например, там крохе обязательно будет нужно поздороваться с аквариумными рыбками или в группе за ним скучает мишка.

Основным признаком успешной адаптации будет нормализация как психического, так и эмоционального состояния малыша. Однако данные изменения, совсем не гарантируют того, что он будет с удовольствием ходить в садик. Ребенок по-прежнему, при расставании с вами, может плакать и грустить, но им уже будет принята необходимость посещать детский сад.

В большинстве случаев, дети и порядок в доме – совершенно несовместимы. Маленькие, а иногда и не очень, проказники любят оставлять за собой разбросанные игрушки, книжки, вещи, фантики и т.п. Хорошо, если они без проблем за собой убирают, однако, иногда даже таких элементарных вещей от детей добиться очень трудно. Чтобы вам не пришлось ежедневно разбирать завалы, оставленные вашим чадом, портить себе нервы, заставляя его заправить постель или вымыть свою тарелку, его необходимо приучать к порядку с раннего детства, примерно лет с трех.

Чтобы  ребенок не превратился в неряху

Большую роль в приучении ребенка к порядку играет собственный пример. Глупо требовать от чада аккуратности, если вы сами живете в беспорядке. Показывайте на личном примере, что такое чистота в доме. Объясните малышу преимущества порядка. Например, если вещи находятся на своем месте, всегда можно без труда найти все, что необходимо. Вместе убирайте игрушки, складывайте одежду, прибирайте со стола и т.д.

Возможно, вы заметили, что трех-четырехлетние дети проявляют огромный интерес к действиям родителей и стараются во всем им подражать. Этим обязательно необходимо воспользоваться. Если малыш проявляет желание вам помочь, например, в протирании пыли или подметании пола, не нужно его прогонять и говорить, что он для этого очень мал. Не бойтесь дать ему веник в руки, ничего страшного не произойдет. Даже наоборот, активно привлекайте кроху к домашней работе, пусть даже поначалу такая помощь только добавит вам забот. Давайте ему самые простые задания, а со временем начинайте их усложнять. В детстве для него это будет увлекательной игрой, а в дальнейшем станет привычным делом. И самое главное, никогда не забывайте хвалить малыша, даже если он справился с заданием неидеально. Дайте ему почувствовать свою значимость, пусть он будет уверен, что его труд не напрасен и вы высоко цените его старания.

Как помочь малышу при атопическом дерматите? Нежная кожа малыша еще не полностью выполняет защитную функцию. От покраснений, сухости и трещинок нужно избавляться, чтобы вернуть крохе чувство комфорта и защищенности. Специально разработанные продукты быстро успокаивают нежную кожу… Узнать больше... SlickJump®

Приучаем детей к порядку

К сожалению, в основном, родители жалеют своих крошек и делают все за них, в итоге от повзрослевшего малыша не могут добиться даже элементарного. И тогда перед ними непременно встает вопрос о том, как приучить ребенка к порядку. По мнению психологов этого можно добиться, если следовать некоторым несложным правилам.

  • Если ваш ребенок не хочет убирать игрушки, постарайтесь подойти к данной проблеме с фантазией. Например, этот неприятный для малыша процесс можно превратить в игру: устройте соревнования, кто быстрее или больше соберет предметов. Хорошими помощниками в таком мероприятии станут красивые, яркие коробки для игрушек, в которые все можно аккуратно разложить. Для машинок можно придумать специальный гараж, для кукол – замок или домик. Также полезным будет придумать своеобразный ритуал, например, собирать игрушки перед сном.
  • Если у вашего ребенка нет своей комнаты, постарайтесь отвести для него, хотя бы собственный уголок, за порядком в котором он будет следить самостоятельно.
  • Приучайте малыша к тому, что каждая вещь должна иметь свое место. Например, пластилин должен лежать в коробке, карандаши в пенале, альбомы и тетради в ящике.
  • Обязательно доверьте малышу какое-то несложное ежедневное задание. Например, в обязанности ребенка по дому может входить кормление рыбок, выгул собаки или вынос мусора. Это не отнимет у него много сил и времени,  зато приучит к ответственности, трудолюбию и аккуратности.
  • Всегда давайте ребенку четкие указания, конкретно говорите, что именно он должен сделать. Многим детям помогает список дел, с ясными, понятными формулировками: вынеси мусор, вымой посуду, протри пыль на столе, пропылесось ковер и т.д.
  • Распределите домашние дела между всеми членами семьи, чтобы каждый отвечал за определенный участок работ. Пусть ребенок видит, что все вносят вклад в поддержание чистоты и порядка. Это позволит малышу осознать, что он является частью коллектива, основанного на взаимопомощи и поддержке.
  • Не ругайте и не критикуете ребенка, если, по вашему мнению, он что-то сделал не так, иначе вы отобьете у него всю охоту вам помогать.
  • Помощь детей по дому должна быть регулярной, а не от случая к случаю. Например, если вы требуете от ребенка, чтобы он убирал постель, он должен это делать ежедневно, без исключений.

Кризис трех лет – особенности

Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Кроха понимает, что он такой же как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребенок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, произносил: «Саша хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в  это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного «нехочуху».

Кризис 3 лет у ребенка – основные признаки

Осознание своего «Я» у крохи начинается под воздействием, с каждым днем возрастающей, практической деятельности. Именно поэтому в данном возрасте от него можно все чаще услышать «я сам». В этот период ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что-то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Кстати, это тот момент, когда у ребенка возникает самолюбие, являющееся одним из наибольших стимулов к самосовершенствованию.

Новое осознание своей личности проявляется еще и в стремлении подражать взрослым и быть во всем на них похожим. Малыш, желая доказать свое равенство со старшими, может пытаться делать то же, что и они – самостоятельно причесываться, обуваться, одеваться и т.д, а также вести себя подобно старшим, отстаивать свои мнения и желания. Кроме этого происходит перестройка социальной позиции, меняется отношение не только к себе, но и к близким и даже посторонним людям. Основные мотивы поступков крохи все чаще зависят не от мгновенного желания, а от проявления личности и отношений с окружающими.

Отсюда нередко возникают новые линии поведения, которые и являются признаками кризиса трех лет. К ним относятся:

  • Упрямство. Высказав какое-либо желание или мысль, малыш будет стоять на своем до последнего, причем, даже если это самое желание у него уже давно пропало. Обычно переубедить упрямца не помогают никакие уговоры и обещания чего-то более стоящего. Таким образом кроха хочет понять, что с его мнением считаются.
  • Негативизм. Под этим термином подразумевается стремление ребенка противоречить и делать все не так, как ему говорят. Например, кроха может очень хотеть пойти на прогулку или порисовать, но откажется от этого лишь потому, что предложение поступило от взрослого. Но подобное поведение вовсе не является баловством или непослушанием. Таким образом, ребенок поступает вовсе не потому, что этого ему хочется – так он пытается защитить свое «Я».
  • Стремление к самостоятельности. Ребенок стремится все делать и решать только сам. На первый взгляд это неплохо, однако возрастные кризисы у детей в три года делают эту черту чрезмерной, неадекватной их возможностям. Поэтому такую самостоятельность правильней назвать скорее своеволием.
  • Обесценивание. Все, что некогда ребенку было дорого или интересно, может потерять для него всякое значение. Причем, это касается не только вещей или любимых занятий, измениться может поведение и даже отношение к близким. В этот период родители для малыша могут «стать злыми», милая соседка, которую он ранее с радостью встречал – противной, любимая мягкая игрушка – плохой и т.д. Нередко дети начинают обзываться или ругаться.
  • Деспотичность. Ребенок указывает окружающим, что те должны делать или как себя вести и требует, чтобы ему подчинялись. Например, кроха решает, кто должен уйти, а кто остаться, что он будет одевать, есть или делать.

Кризис 3 лет – как вести себя с ребенком

Перемены в поведении ребенка, причем порой очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам. Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие ребенка в 3 года. Возрастные кризисы затрагивают всех психически здоровых детей, вот только иногда они протекают практически незаметно, а иногда, наоборот, длятся очень долго и проходят тяжело, доставляя немало страданий малышу. В этот период основная задача родителей поддержать своего кроху и помочь ему максимально безболезненно его преодолеть.

Предоставьте ребенку свободу выбора

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к э тому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.

Такое понятие, как гиперактивность появилось совсем недавно. Сегодня люди его часто применяют практически к каждому активному и подвижному ребенку. Однако такой подход совершенно не верный. Если малыш энергичен, готов играть целыми днями без единого признака усталости и может интересоваться одновременно несколькими вещами – это еще не означает, что он гиперактивный.

Как отличить активного ребенка, от гиперактивного

Активность, энергичность и любознательность – это показатель здоровья и нормального развития. Ведь больной и слабый малыш, обычно, ведет себя вяло и тихо. Просто активный ребенок пребывает в постоянном движении, ни минуты не сидит на одном месте, он всем интересуется, много спрашивает и сам много говорит, при этом умеет отдыхать и нормально спит. Однако такая активность проявляется не всегда и не везде. Кроха может быть непоседой дома, а в садике или гостях вести себя вполне спокойно. Его можно без проблем увлечь каким-нибудь тихим занятием, он не проявляет агрессию и редко становится инициатором скандалов.

Поведение гиперактивного ребенка несколько отличается. Такой малыш тоже очень много двигается, однако он продолжает это делать постоянно и даже после того, как очень устал. Он страдает от нарушений сна, часто устраивает истерики и плачет. Ребенок с синдромом гиперактивности так же, как и здоровый задает множество вопросов, однако редко до конца дослушивает ответы. Им очень трудно управлять, он совершено не реагирует на запреты, ограничения и крики, всегда активен и может часто инициировать ссоры, при этом проявляет неконтролируемую агрессию: дерется, плачет, кусается и т.п. Помимо этого, гиперактивных детей можно определить еще по ряду особенностей, которые должны проявляться непрерывно не менее полугода.

Особенности гиперактивных детей:

  • Проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть.
  • Неконтролируемая моторная активность, например, жестикулирует руками, постоянно трет нос, дергает себя за волосы и т.п.
  • Неспособность сосредоточиться на одном занятии или предмете.
  • Не может усидеть на месте.
  • Забывает важную информацию.
  • Проблемы с концентрацией внимания.
  • Отсутствие чувства страха и самосохранения.
  • Нарушения речи, слишком быстрая невнятная речь.
  • Излишняя болтливость.
  • Частые и резкие смены настроения.
  • Недисциплинированность.
  • Обидчивость и раздражительность, может страдать от заниженной самооценки.
  • Испытывает трудности в обучении.

Как помочь малышу при атопическом дерматите? Нежная кожа малыша еще не полностью выполняет защитную функцию. От покраснений, сухости и трещинок нужно избавляться, чтобы вернуть крохе чувство комфорта и защищенности. Специально разработанные продукты быстро успокаивают нежную кожу… Узнать больше... SlickJump®

Из-за возрастных особенностей детей, обычно, диагноз гиперактивность ставится только после пяти-шести лет. Наиболее сильно этот синдром  проявляется в школе, когда у ребенка начинаются трудности с работой в коллективе и с усвоением предметов. С возрастом неусидчивость и взбалмошность практически всегда проходят, а вот неспособность концентрироваться и импульсивность, к сожалению, часто остаются.

Причины гиперактивности

Прежде всего, родителям стоит уяснить, что гиперактивность у детей является не особенностью характера, а нарушением нервной системы. Пока установить истинную причину возникновения данного синдром точно не удалось. Многие ученые придерживаются мнения, что он может развиваться из-за особенностей строения или функционирования мозга, генетической предрасположенности, проблемной беременности, родовых травм, перенесения инфекционных заболеваний в младенчестве и т.п.

Лечение гиперактивности у детей

Целесообразность медикаментозного лечения синдрома гиперактивности до сих пор находится под вопросом. Одни специалисты считают, что без него никак не обойтись, другие же придерживаются мнения, что помочь ребенку способны психологическая коррекция, физеопроцедуры и комфортная эмоциональная обстановка.

Как правило, для лечения гиперактивности у детей применяются успокаивающие и способствующие улучшению обменных процессов в мозге средства. Однако они не избавляют полностью от синдрома, а только снимают симптомы на период приема препаратов. Кроме того, подобные лекарства обладают рядом побочных эффектов, поэтому необходимость их употребления должен определять только специалист. Как бы то ни было, только медикаментозным лечением обойтись невозможно, поскольку оно не сможет привить ребенку социальные навыки и не адаптирует его к окружающим условиям. В идеале, лечение гиперактивного ребенка должно проходить комплексно и включать в себя наблюдение у психолога, невропатолога, выполнение рекомендаций специалистов и поддержку родителей.

Поддержка родителей имеет особенно важное значение. Если ребенок чувствует любовь и получает достаточно внимания, если между ним и взрослым установлен эмоциональный контакт, детская гиперактивность проявляется в гораздо меньшей степени.

К сожалению, рано или поздно каждый родитель сталкивается с детской ложью. Поймав своего, казалось бы, самого искреннего и честного ребенка на вранье, большинство взрослых просто впадают в ступор. Их начинают одолевать опасения, что это может превратиться в привычку или даже стать опасным. Однако не стоит сразу поддаваться панике, по заверениям психологов, при правильном воспитании, подобные проблемы вполне могут разрешиться самым благоприятным образом.

Примерно до четырех лет практически каждый малыш иногда привирает по мелочам, поскольку в этом возрасте он еще полностью не осознает разницу между плохим и хорошим. Такое поведение считается одной из составляющих детского развития, своеобразным показателем растущего интеллекта. Уловки и вымыслы ребенка, являются только более логичными и зрелыми формами воздействия на других, они заменяют, свойственные младенцу, стили эмоционального давления, такие как слезы, истерики или выпрашивание. С помощью первых вымыслов и фантазий кроха пытается обойти запреты и ограничения взрослых. С возрастом у детей становится все больше поводов для обмана, а ложь все изощреннее. Что же делать в таких ситуациях родителям и как не дать своему малышу превратиться в патологического лгуна? Для начала необходимо разобраться, почему дети врут и только потом предпринимать какие-либо меры.

Ложь из-за страха

В большинстве случаев дети врут из-за боязни быть наказанными. После совершения какого-нибудь проступка перед малышом встает выбор – сказать правду и понести наказание за содеянное или соврать и этим спастись. Естественно он выберет второе. При этом ребенок в полной мере может осознавать, что ложь – это плохо, но из-за страха, данное утверждение для него отступает на задний план. В подобных случаях до малыша необходимо донести мысль, что наказание следует именно за вранье. Постарайтесь объяснить, почему лгать нехорошо и к каким последствиям это может привести, для наглядности, можете рассказать ему какую-то поучительную историю.

И помните, ложь ребенка причиной которой является страх, свидетельствует о потере взаимопонимания и доверия между детьми и родителями. Возможно, ваши требования к малышу слишком высоки или вы его осуждаете, когда ему, наоборот, очень нужна ваша поддержка, а может ваши наказания несоизмеримы с его проступками.

Ложь для самоутверждения

Мотивом для лжи может стать желание ребенка самоутвердиться или повысить свой статус среди окружающих, дабы выглядеть в их глазах привлекательнее. Например, дети могут рассказывать друзьям, что у них дома есть огромный кот, красивый велосипед, ультрамодная приставка и т.п. Подобный вид лжи говорит о том, что малыш не уверен в себе, он испытывает душевный дискомфорт или недостаток в каких-то вещах. Это выявляет скрытые страхи ребенка, его надежды и, возможно, даже мечты. Если ваше чадо ведет себя подобным образом, не ругайте его и уж тем более не смейтесь над ним, подобное поведение не принесет никаких результатов. Просто постарайтесь выяснить, что тревожит кроху и как вы можете ему помочь.

Как помочь малышу при атопическом дерматите? Нежная кожа малыша еще не полностью выполняет защитную функцию. От покраснений, сухости и трещинок нужно избавляться, чтобы вернуть крохе чувство комфорта и защищенности. Специально разработанные продукты быстро успокаивают нежную кожу… Узнать больше... SlickJump®

Ложь-провокация

В некоторых случаях детская ложь может носить провокационный характер. Ребенок обманывает родителей, чтобы привлечь к себе хоть немного внимания. Обычно, такое происходит в семьях, в которых взрослые постоянно ругаются или даже живут раздельно. С помощью вранья малыш выражает свое одиночество, отчаяние, недостаток любви и заботы.

Ложь ради выгоды

В этом случае ложь может иметь разные направления. Например, ребенок сказывается на плохое самочувствие, чтобы остаться дома или рассказывает о мнимых достижениях, чтобы родители его похвалили. И в том и в другом варианте малыш обманывает, чтобы добиться желаемого. Вот только в первом случае, он пытается манипулировать взрослыми. Во втором же — виновниками обмана ребенка являются сами родители, которые скупятся на похвалу, одобрение и проявление чувств к малышу. Зачастую такие папы и мамы ожидают от своих детей слишком многого, но те не в состоянии оправдать подобные надежды. Именно тогда они и начинают придумывать успехи лишь бы заслужить ласковый взгляд и похвалу взрослых.

Ложь как подражание

К сожалению, лгут не только дети, этим часто не брезгуют и многие взрослые. Рано или поздно ваш малыш это заметит, особенно если вы обманываете его, и наверняка отплатит вам тем же. Ведь если взрослым можно хитрить, почему это нельзя делать и ему?

Ложь-фантазия

Нередко случается, что ребенок постоянно врет без особых на то причин. Ложь без мотива является не чем иным, как фантазией. Малыш может рассказывать, что видел в речке крокодила или доброе приведение в своей комнате. Подобные фантазии часто говорят о наличии у ребенка живого воображения и склонностей к творчеству. Поэтому не стоит строго судить детей за такие вымыслы. Однако поддерживать правильный баланс с реальностью и фантазией все же необходимо. Если же вымыслы начнут заменять ребенку все виды активности, его стоит вернуть «на землю» и увлечь настоящим делом.

В большинстве случаев вранье ребенка свидетельствует об отсутствии доверия и понимания между ним и родителями. Поэтому, прежде всего, необходимо попробовать изменить стиль общения с малышом и устранить причины, заставляющие его обманывать. Только в этом случае ложь исчезнет или же сведется к минимуму, не представляющему особой опасности. Иначе она укоренится и доставит в будущем немало проблем как ребенку, так и окружающим его людям.

Вы здесь: Главная Родителям

Контакты

Телефон:

+7 351 214 30 10 (многоканальный)

E-mail:

  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (официальный)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (хозяйственные службы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (конкурсы)
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (закупки)

Адрес:

г. Челябинск, ул. Пушкина, д.48

Подробнее

Телефон доверия

Если Вы оказались в трудной жизненной ситуации, если Вам нужна помощь и психологическая поддержка, если вам просто не с кем поговорить, для Вас на базе ГУЗ «Областной клинической специализированной психоневрологической больницы №1» работает телефон Доверия 269-77-77.
В будние дни (понедельник-пятница) с 17:00 вечера до 09:00 утра. В выходные дни (суббота-воскресенье) и праздничные дни — круглосуточно.
Гарантируется уважение прав каждого абонента, качество помощи, доступность, бесплатность, анонимность и доверительность (конфиденциальность).
Поможем друг другу все выдержать и выстоять!

Яндекс.Метрика